ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ

«НАПРАВИВ ПОСОХ НА СТАРИКА».

Когда великий гуру Падмасамбхава пребывал в Великом Ритоде в Самье, ему в течение года служил Шераб Гялпо из Нгога, необразованный человек шестидесяти одного года от роду, который имел сильную веру и глубоко почитал учителя. За все это время старик никогда не просил дать ему учение, и учитель ничего ему не предлагал. Когда спустя год учитель собрался уезжать, этот человек из Нгога поднес ему мандалу, украшенную цветком, на который ушла унция золота.

После этого он сказал:

Великий учитель, обрати на меня свою доброту. Во-первых, я необразован. Во-вторых, я не силен умом. В-третьих, я стар, так что элементы моего тела уже износились. Прошу тебя, дай старику, что стоит на пороге смерти, учение — легкое для понимания, способное полностью устранить сомнения, простое для освоения и применения, имеющее действенное воззрение, которое помогло бы мне в будущих жизнях.

Гуру направил свой посох в сердце старика и дал такое наставление:

Слушай, старик! Загляни в пробужденный ум своей осознанности! У него нет ни облика, ни цвета, ни середины, ни краев. Во-первых, он никогда не возникал, он пуст. Во-вторых, он не имеет места пребывания, он пуст. Наконец, он не имеет цели, он пуст. Эта пустота ни из чего не сотворена, она чиста и обладает способностью все познавать. Если ты понял это и распознал ее, — значит, ты узнал свое естественное лицо. Ты понимаешь природу вещей, а значит, постиг природу ума, уяснил коренное состояние реальности и отсек все сомнения касательно вопросов знания.

Этот пробужденный ум осознанности не сотворен ни из какого вещества: он существует сам собой и заложен в тебе самом. Такова природа вещей, которую легко понять, потому что ее нигде не нужно искать. Такова природа ума, что не разделяется на воспринимающего и воспринимаемое, на котором необходимо сосредоточиваться. Она выше крайностей вечности и прекращения. В ней нечему пробуждаться: пробужденное состояние просветления есть твоя собственная естественно пробужденная осознанность. В ней нет ничего, что отправлялось бы в ад: осознанность естественно чиста. В ней нет никаких практик, которые нужно было бы выполнять: в ее природе заложена естественная способность познавания. Это великое воззрение естественного состояния присутствует в тебе самом: пойми, что его нигде не нужно искать.

Если ты именно так понимаешь воззрение и хочешь применить его на практике, то, где бы ты ни был, — ты всегда в природе своего тела. Что бы ты ни видел вокруг себя, — все это естественно возникающая проявленность и естественно пустая пустота: оставь все как есть, ничего не создавая умом. Естественно освобожденные проявления становятся твоими помощниками, и ты можешь практиковать, приняв внешнее видение как путь.

Что же касается того, что внутри, то, какие бы движения ни происходили в твоем уме, какие бы мысли ни приходили, — все это не имеет сущности, все есть пустота. Мысли освобождаются естественным образом. Помня о сущности своего ума, ты можешь принять мысли как путь — такая практика легка.

Что же касается тайного совета, то какая бы клеша ни проявилась, взгляни на нее в упор, и она бесследно исчезнет. Так естественно освобождаются клеши. Это простая практика.

Если ты умеешь так практиковать, твоя медитация не будет ограничена временем отдельных занятий. Когда знаешь, что все вокруг — твои помощники, переживания при медитации неизменны, исконная природа беспрерывна, а поведение раскованно. Где бы ты ни был, твоя исконная природа всегда с тобой.

Когда ты постигаешь это, твое материальное тело может быть старым, но бодхичитта не старится. Для нее нет разницы между молодостью и старостью. Исконная природа — вне пристрастий и предубеждений. Если ты понимаешь, что осознанность, изначальная пробужденность присутствует в тебе самом, нет никакой разницы между острым и притупленным восприятием. Если ты понимаешь, что твоя исконная природа, свободная от пристрастий и предубеждений, присутствует в тебе самом, нет разницы между большими и малыми опознаниями. Пусть даже твое тело, опора ума, рассыплется в прах, — дхармакая мудрости осознанности нескончаема. Когда ты научишься твердо пребывать в этом неизменном состоянии, не будет никакой разницы между долгой или короткой жизнью. Старик, практикуй истинный смысл! Прими эту практику близко к сердцу! Не путай слова и смысл! Не разлучайся со своим другом, усердием! Обними все своим вниманием! Не трать время на праздные разговоры и бесцельную болтовню! Не преследуй заурядные цели! Не тревожься о потомках! Не слишком заботься о еде и питье! Реши умереть обычным человеком! Твоя жизнь подходит к концу, так будь же усерден! Практикуй это наставление для старика, что стоит на пороге смерти!

Поскольку гуру направил посох в сердце Шераба Гялпо, это наставление называется «Направив посох на старика». Шераб Гялпо из Нгога обрел освобождение и сиддхи.

Записано княжной из рода Карчен на благо будущих поколений. Называется это наставление «Направив посох на старика».

Если вы буддист, одиночество это – предвестие мудрости, вам следует к нему стремиться. Когда вы одиноки, вам не по себе от самсарной жизни. Вы чувствуете, что в ней все идет не так, как надо и… как это сказать…обещает вам больше, чем может дать. Вы это чувствуете. И вам не по себе, вы как будто чужой. На самом деле, это очень важный ментальный фактор и предполагается, что практикующий будет его развивать.

Гендун Чопел сказал… я немного перефразирую. Когда мы были детьми, самым важным для нас было – пойти на берег и построить песчаный замок. Нас так это волновало. Мы так любили этот замок. Мы подросли и стали подростками, песчаный замок потерял свое очарование, теперь нас волновали спортивные машины и видеоигры. Потом мы стали взрослыми и мышины и видеоигры тоже перестали нас интересовать, на первое место вышли работа, должность, коллеги, женитьба, и прочее и прочее. Когда нам исполнится девяносто и эти игры утратят актуальность, я не знаю, когда вам девяносто, возможно, вас будут волновать вещи, которых вы раньше не замечали, например, солонки или скатерти и тому подобное. Вы все время меняете игрушки. Но некоторые из нас способны пройти весь этот путь гораздо быстрее, скажем, за пару месяцев. И посмотрев на все это понять, что все это бессмысленно. Из-за того, что вам не по себе, вы чувствуете себя одиноким, для духовных людей очень важно испытать это одиночество.

Однажды Бодхисаттва пришел к Будде – об этом говорится в Сутре Праджняпарамиты – Бодхисаттва пожаловался Будде: “Мне так грустно, я печалюсь, что вся эта жизнь так бессмысленна, меня это ранит!” Будда ответил: “Это благородное достижение, ты смог почувствовать эту печаль потому, что накопил огромное количество заслуг. Если бы ты их не накопил, ты бы отвлекся на все эти самсарные вещи и думал, что это – настоящая жизнь. А потом ты однажды сказал бы себе: “Стоп, все эти девяносто девять лет… “ Но было бы уже поздно.” (Дзонгсар Кхьенце Ринпоче. О любви и отношениях)

Если спросить любого, — что сделает его или ее счастливым? Обычно отвечают: — «Финансовая стабильность, близость и понимание любимого человека, семья, дети». Некоторые же считают это банальным и стремятся обрести другие ценности, такие как, власть, известность, высокий статус , «имя». А есть и те, кто желает самореализации и самовыражения. Но большинство, просто хочет внешних вещей, денег, дорогих украшений, одежды и тд. При детальном анализе, мы можем сделать вывод, что все это, нисколько не является источником счастья, а только лишь, условием возникновения особого состояния в уме, которое нам хочется переживать вновь и вновь. По сути, человек всегда пребывает в заложниках у своих чувств. Страшная правда — всю свою жизнь мы гоняемся за чувствами и живем ради них. Кидаем все усилия на это. Пытаясь, при каждом удобном случае, урвать кусок душевного спокойствия, радости и физического наслаждения. В последствии, все это превращается лишь в образы и остается в уме, в виде воспоминаний. В конце, приходит смерть. Это подобно существованию во сне. Где мы также живем, дышим, имеем стремления и страхи, воюем за свое счастье или убегаем от опасности. Но суть та же, хотим хороших чувственных ощущений. И когда просыпаемся, понимаем, что все это было впустую. Ничего мы не смогли забрать из мира грез, даже если и были несметно богаты и повелевали в нем всем миром. Наша жизнь, как сон. Погоня за мнимыми ценностями — пустая трата сил. Они словно пыль, развеются со временем. Огромное богатство истощится. Здоровье будет нещадно украдено болезнью. Молодость и сила отнимется старостью, и жизнь каждого будет подкошенна смертью. Поэтому есть повод задуматься об истинных ценностях человека

Карма (санскр.) –действие, обязанность, деятельность. Карма считается чрезвычайно сложным законом, в его конструировании главная роль принадлежит мысли, так как слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Карма – осознанное деяние и его следствие, закон кармы – неумолимый закон причин и следствий – важное положение во всех учениях буддизма. В буддизме говорится в целом о четырех типах кармы: «черных деяниях», «белых благодеяниях», «черно-белых деяниях», «нейтральных деяниях». «Черные деяния» (греховные поступки) приводят – в отношении совершившего их – к негативным последствиям в этой и последующих жизнях, являются причиной последующих дурных перерождений (ад, прета, животные). «Белые благодеяния» (добродетельные поступки) приводят к благим следствиям для совершающего и являются причиной его благих перерождений (боги, асуры, люди). «Черно-белые деяния» , наиболее характерные для людей, приводят к сохранению в последующих перерождениях человеческого типа рождения – с улучшением или ухудшением его характеристик. «Нейтральные деяния», совершенно бескорыстные, без доли личной заинтересованности, поступки на благо живых существ – это деяния Будды. Они не создают никаких следствий (не создают новую карму) и не ведут к новым перерождениям. «Нейтральные деяния» также называют «уничтоженными деяниями», так как они не дают последствий. Очень важным в определении кармы является факт осознанности деяния. О непреднамеренных деяниях говорят, что они не являются кармой. Действие Закона кармы заключается в том, что определенной причине соответствует определенное следствие. Различают индивидуальную карму (собственные деяния и их следствие) и общественную карму. Все учения буддизма акцентируют внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах деяний, ведущих к хорошим последствиям.

ЧЕТЫРЕ СПОСОБА УНИЧТОЖЕНИЯ БЛАГОЙ КАРМЫ

Итак, наша цель – это воздержание от накопления неблагой кармы и накопление благой. Об этом было рассказано выше, однако нужно учесть один момент: также как мы можем уничтожить неблагую карму практикой очищения, мы можем уничтожить и накопленную благую карму следующими способами:

Неверное посвящение

Всегда и везде, прежде всего, необходимо посвящать накопленные заслуги скорейшему просветлению всех живых существ, и лишь потом посвящать их другим целям. Кроме того, так как в двойственном состоянии мышления, посвящение не является полноценным, нам необходимо приблизить его к таковому, добавив к словам посвящения строки из заключительной практики «Пути Будды»: «Пусть все мои посвящения будут чистыми как мудрость Манджушри. Пусть все мои посвящения будут исполнены как устремления Самантабхадры».

Сожаление

Сожаление стирает все заслуги, поэтому очень важно действовать без сомнений. Например, не стоит делать пожертвования, если потом вы сожалеете об их размере. Подумайте пару дней перед пожертвованием – проверьте, нет ли у вас сомнений.

Показные действия

В целом, это перечисление и демонстрация своих достижений в практике и жизни без необходимого на то благого повода.

Неблагое мышление

Минута неблагого мышления уничтожает карму, накопленную за 1000 минут благого. Однако минута благого мышления уничтожает карму, накопленную за 1000000 минут неблагого.

Будда как-то сказал своему близкому ученику Ананде: «Когда я вижу некоторых людей, то вижу, что хоть и родились они как человеческие существа, однако они глупы и неблагодарны в своих мыслях и поступках. Они не обращают внимания на великое милосердие и добродетель своих родителей. Не считают важным, и отворачиваются от того, что является правильным. Им не хватает человечности, и они не являются благодарными и преданными детьми. Добродетель и милосердие родителей, является неизмеримой и безграничной! Если ты совершил ошибку, являясь непочтительным ребенком своих родителей, то тебе будет очень трудно вернуть долг благодарности!»

Будда сожалеет о том, что некоторые люди ведут себя подобно животным! Когда котенок, или какой-нибудь другой детеныш, животного становится взрослым, то он забывает про свою мать. И она тоже его забывает. Но мы ведь не животные, у которых нет разума и чувства благодарности!

Ах, мои родители, которые меня родили

И трудились ради меня!

Долг благодарности, который я у вас занял, превышает небеса.

Размышление о том, что в час смерти все, кроме Дхармы,

бесполезно

Три [предпосылки] следующие: В то время, когда увидишь необходимость отправляться в мир иной, (а) не сможешь увести с собою ни одного из близких тебе родственников или друзей, любящих и весьма скорбящих по тебе; (б) не сможешь унести малейшей частицы приятного [сердцу] богат-

ства, сколь много ты его ни имел бы; (в) оставишь даже плоть и кости, что уж говорить об остальном.

Думайте: «Итак, все блага этой жизни покинут меня и, оставив их, неизбежно уйду в мир иной, и это случится сегодня»,—и размышляйте о том, что в то время одна лишь Дхарма будет Прибежищем, защитником и верным другом.

Как говорится в «Послании

к Канике»:

«Когда созревшие плоды

деяний прошлых ты избудешь,

тебя в оковах новой кармы

Владыка смерти уведет.

Ничто с тобою не уйдет

помимо собранной заслуги

или грехов. Весь мир исчезнет.

Знай это и твори добро».

И Шриджагатамитра сказал:

«Ваше величество! Сколь ни имей Вы богатства,

едва лишь наступит для Вас переход в мир иной,

будете, словно врагом побежденный в пустыне:

без сыновей, без супруги своей—одинокий,

без одеянья, друзей, без дворца и без царства.

Сколь бы безмерным могуществом, силой военной

ни обладали Вы, их тогда не увидеть

и не услышать о них. С Вами в дорогу

спутник единый не сможет последовать даже.

Словом, лишитесь и звания царского,—что же

про остальное про все тогда говорить!»

После такого размышления—памятования о смерти свободного [тела, имеющего] великое значение и так трудно обретаемого, но весьма легко разрушимого, [понятно, что], если не созидать некоего постоянного счастья для следующего и дальнейших рождений, а созидать счастье и устранять страдание лишь сей жизни, то в этом гораздо больше человека [преуспевают] животные. Значит, необходимо такое поведение, которое возвысило, отличило бы [человека] от них. В противном случае наше обретение счастливого положения равно необретению.

Ведь во «Введении в Практику» (VIII, 81) сказано:

«Стремясь к ничтожному—довольству в этой жизни,

чего животные нередко достигают,

под гнетом дел дурных мы сами разрушаем

столь трудно обретенное прекрасное рожденье».

Итак, хотя и трудновато зарождается [памятование о смерти], нужно прилагать к этому усилия; поскольку [оно]-основа Пути.

Устами Потобы:

«Именно созерцание непостоянства—наш избавитель от иллюзий. Оно избавляет нас от всех иллюзий этой жизни [в отношении] родственников, имущества и т.д., и мы осознаем, что непрерывно идем—одинокие, без спутника — к другому краю жизни. Тогда думаем: “Не следует делать

ничего, что не является Дхармой”,—и приходит непривязанность к этой жизни. Пока она не зародится в душе, весь Путь Дхармы загражден».

И устами Долвы:

«Если от случая к случаю накапливать заслуги, очищаться от проступков, молиться божествам и Учителям и со стойким прилежанием размышлять, тогда то, что и за 100 лет, казалось, не должно было зародиться,—поскольку теперь ситуация изменилась,—кое-как зарождается».

Когда [ученик] попросил Камапу разрешить поменять [эту] тему созерцания, он сказал: «Повторяй прежнюю». Когда [тот], продвинувшись, попросил [о том же, Камапа] сказал: «Нет никакого продвижения».

Итак, если ваш ум способен, созерцайте так, как изложено, а если не способен, выбирайте подходящую из девяти предпосылок трех основ (размышлений) и неустанно созерцайте до тех пор, пока не отвратитесь от дел этой жизни, словно ведомый на место убиения—от навешиваемых украшений. Также ознакомьтесь с [учебным] материалом о вверении Благому Другу, [размышлениями] о благоприятном рождении и непостоянстве, которые содержатся в Слове да комментариях, и включите этот материал в практику соответственных разделов. Тогда легко постигнете Замыслы Победителя.

Восемь игр, в которые играет наш ум.

  1. Я был бы счастливее, если бы мне приходилось меньше трудиться.

Наш ум часто прибегает к этому аргументу, утверждая, что мы были бы счастливее, если бы не должны были работать. Мы представляем себе жизнь, полную развлечений, и обманываемся, думая, что от этого мы бы стали счастливее. Однако именно праздность часто является главной причиной скуки и депрессии. Мы – трудолюбивые, творческие создания. Мы должны решать задачи и совершенствоваться, чтобы быть счастливыми. Вложи свою душу в что-то значимое для себя, и ты увидишь, как поднялся твой градус счастья!

  1. Это не я, это все они.

Наш ум пытается заставить нас поверить в то, что причина нашего несчастья – в других людях: знакомых, супругах, родителях? Мы готовы разбрасывать обвинения налево и направо, как малыш разбрасывает игрушки в детском саду. Конечно, для «танго нужны двое» — как мы обвиняем других, так и они обвиняют нас. Тот момент, когда мы берем на себя ответственность за свою жизнь, послужит фундаментом истинного счастья.

  1. Для того, чтобы быть счастливым, мне нужно открыть секрет счастья.

Секрет в том, что секретов счастья или успеха нет. Сколько бы ни убеждали нас книги, авторы и наш собственный ум, никаких секретных ключей от двери Простого Человеческого Счастья нет. Вы сами создаете картину своего будущего, формируете стратегию и затем настойчиво и усердно работаете над ее воплощением. Здесь нет коротких путей. Принятие этого факта продвинет вас по пути счастья намного дальше.

  1. Если бы у меня было?

Наш мозг пытается внушить нам, что мы были бы счастливее, если бы у нас была другая работа, другой дом, другая машина? Нет ничего плохого в желании лучших вещей и обстоятельств, но это не делает нас автоматически счастливыми. Они могут временно поднимать настроение, но это все быстро проходит. Тот, кто хочет прочного счастья, должен осознать, что бочка желаний бездонна, и ее никогда не наполнить доверха. А истинное счастье идет изнутри?

  1. Я люблю то, что есть, и не хочу изменений.

Позволяя себе думать подобным образом, мы создаем все предпосылки для падения вниз. Жизнь — это путешествие в постоянные изменения. Какие-то из них мы контролируем, какие-то – нет. Сопротивление изменениям или попытка взять все под свой контроль обречены на провал. Изменения неизбежны. Вы должны принять это и научиться плыть в непрерывном потоке изменений. Способность к адаптации очень важна для счастья.

  1. Если не сегодня, значит – никогда.

Наш ум часто впадает в отчаяние и поддается разочарованию за несколько шагов от успеха. Настойчивость очень важна для достижения счастья. Никогда не позволяйте своему уму обмануть вас и принять свое поражение. Вы не знаете, что принесет вам завтрашний день. Только один день — это может быть все, что нужно для достижения вашей мечты.

  1. Я приму решение, когда точно буду знать, что делать.

Чем больше вы думаете, тем скорее вы заходите в тупик. Взвешивание рисков, анализ возможностей и принятие плана — важные факторы, но ничего не происходит до тех пор, пока нет решения и действий. Мы очень редко имеем полную информацию для принятия решений. Стоп сомнениям! Неудача — не конец света. Не позволяйте вашему уму увлечь вас в ловушку тотального анализа всего на свете.

  1. Я знаю, что не должен, но?

Наш ум пытается обмануть нас, отрицая последствия наших вредных привычек. Особенно это касается вопросов здоровья. «Я знаю, что не должна курить, но это помогает мне похудеть». Или: «Я знаю, что не должен этого есть, но если я не могу наслаждаться жизнью, то зачем вообще жить». Проблемы со здоровьем — безусловно, это вызов счастью. Не позволяйте уму поймать вас в ловушку самооправданий и снисходительности к своим слабостям.

admin