ГАНДАН ЛХАБЖАМА ШУГСО (ГУРУ-ЙОГА, НАЗЫВАЕМАЯ «ГАНДАН ЛХАБЖАМА»)

ГАНДАН ЛХАБЖАМА ШУГСО (ГУРУ-ЙОГА, НАЗЫВАЕМАЯ «ГАНДАН ЛХАБЖАМА»)

ГАНДАН ЛХАБЖАМА ШУГСО (ГУРУ-ЙОГА, НАЗЫВАЕМАЯ «ГАНДАН ЛХАБЖАМА»)

Гуру-йога ламы Цонкапы «Сто божеств Тушиты»
Пригласите из Тушито объекты Прибежища: Цонкапу-Лобсанг Дакбу и двух его учеников Гелцаб Дарма Ринчена и Кейдуб Пелсан Гелека:
ГАНДАН ЛХАБЖИ ГОНЖИ ТУГГА НЭЙ
РАБГАР ШОСАР БУНДИ ЧУЗИН ЗЕР
ЧОЙЖИ ДЖАЛБО ГУНШЕН ЛОБСАН ДАГ
СРЭЙДАН ЖЭЙБА НЭЙДИР ШЕГСУ СОЛ

Из сердца Майтрейи – Покровителя сотен божеств Тушиты
На вершине белоснежных облаков, подобных груде свежей простокваши
Царь Дхармы Всеведущий Лозанг Дагпа
Прошу, снизойдите в это место вместе с сынами

Затем совершите «семеричный ритуал». Для успешной практики необходимо присутствие учителя Учителей, поэтому обращайтесь к ним с просьбой не уходить в нирвану:

Просьба о прочном пребывании

ДУНЖИ НАМХАР СЕНТИ ПЭДДИ ДЕН
ДЖЕБЦУН ЛАМА ДЖЕЙБИ ЗУМГАР ЖАН
ДАГЛО ДЕДБИ СОДНАМ ШИНЧОГ ДУ
ДАНБА ДЖЕЙЧИР ГЭЛДЖАР ШУГСУ СОЛ

В предлежащем пространстве на львином троне, на лотосе и луне
Джецун Гуру, сияющий радостною улыбкой
Прошу, пребывайте сотни кальп для распространения Учения
На высшем поле добродетелей веры моего ума

Совершите простирание:

ШЕЙДЖИ ШОНГУН ЖАЛБИ ЛОДОЙ ТУГ
ГАЛСАН НАБИ ЖАНЖУР ЛЕГШЭД СУН
ДАГБИ БАЛЖИ ЛХАММЕР ЗЕЙБИ ГУ
ТОНТОЙ ДАНБА ДОНДАН ЛА ЧАГЦЭЛ

Мудрое сердце, в полной мере познающее все объекты познания
Искусная речь, ставшая украшением слуха счастливцев
Прекрасное тело, сверкающее великолепием славы
Вам, кого видеть, слышать и вспоминать исполнено смысла, я поклоняюсь

Подношение:

ИДОН ЧЕД-ЕН НАЦОГ МЕДОГ ДАН
ДЖИШИМ ДУГБОЙ НАНСАЛ ДЖИЧАБ СОГ
НОЙШАМ ИДБРУЛ ЧОДБРИН ДЖА ЦО ДИ
СОДНАМ ШИНЧОГ ШЕДЛА ЧОДБАР БУЛ

Приятные сердцу воду для питья, разнообразные цветы
Ароматные благовония, светильники, душистую воду
И другие подготовленные наяву и воплощенные в уме океаны облаков подношений
Вам – высшему из полей добродетелей преподношу

Покаяние:

ГАНШИГ ТОГМЕД ДУЙНЭЙ САГБА И
ЛУЙНАГ ИДДЖИ МИГЕ ЖИДЖИ ДАН
ШЭДБАР ДОМБА СУМДЖИ МИТУН ЧОГ
НИННЭЙ ДЖОДБА ДАГБОЙ СОСОР ШАГ

Во всех тех накопленных с безначальных времен
Недобродетелях, совершенных телом, речью и умом
Особенно – в противоречащих трем обетам
В каждом из них от самого сердца с сильным сожалением раскаиваюсь

Сорадование

НИГМИ ДУЙДИР МАНТОЙ ДУБЛА ЗОН
ЧОЙДЖЕД БАНГБЭЙ ДАЛДЖОР ДОН-ЙОД ДЖЕД
ГОНБО ШЕДДЖИ ЛАБЧЕН ЗАДБА ЛА
ДАГЖАГ САМБА ТАГБЭЙ ИРАНГ НО

В это время (пяти) вырождений усердствуя в многократных слушании и воплощении
Отбросив восемь мирских дхарм, Вы наделили смыслом свободы и блага (драгоценной человеческой жизни)
О, Защитник! Вашим великим, удивительным деяниям
Мы искренне от всей души сорадуемся

Просьба о вращении Колеса Дхармы

ДЖЕБЦУН ЛАМА ДАМБА ШЕДНАМ ДЖИ
ЧОЙГУИ ХАЛА ШЕНЗЕЙ ЧУЗИН ТИГ
ЖИДАР ЦАМБИ ДУЛДЖИ ЗИНМА ЛА
САБДЖА ЧОЙДЖИ ЧАРБА БАБДУ СОЛ

О, превосходные Досточтимые Гуру
Собрав в небесах Дхармакайи облака всеведения и сострадания
На земли умов усмиряемых живых существ, прошу
Пролейте в соответствии с теми (способностями учеников) дождь нектара глубинной и обширной Дхармы

Посвящение

ДАГГИЙ ЖИНЕД САГБИ ГЕБА ДИЙ
ДАНДАН ДОБА ГУНЛА ГАНПАН ДАН
ШЭДБАР ДЖЕБЦУН ЛОБСАН ДАГБА И
ДАНБИ НИНБО РИНДУ СЭЛДЖЕД ШОГ

Пусть той накопленной мной добродетелью
Будет принесена какая-либо польза Учению и всем живым существам
В особенности – пусть долго сияет
Cущность Учения Досточтимого Лозанга Дагпы

Мигзема

МИГМЕД ДЗЕБИ ДЕРЧЕН ЧАНРЭЗИГ
ДЖИМЕД ШЕНБИ ВАНБО ЖАМБЭЛ-ЯН
ДУДБУН МАЛЮ ЖОМЗЭД САНБИ ДАГ
ГАНЖАН ХЭЙБИ ЗУГЖАН ЗОНХАБА
ЛОБСАНГ ДАГБИ ШАБЛА СОЛБА ДЕБ

Авалокитешвара – великая сокровищница безобъектного сострадания
Манджушри – владыка незагрязненного ведения
Гухьяпати – подавляющий без остатка все войска маар
Драгоценность в короне мудрецов Страны снегов – Цонкапа
Стопам Лозанга Дагпы поклоняюсь с мольбой

Мольба о прибытии в сердце и даровании совершенств

БАЛДАН ЗАБИ ЛАМА РИНБОЧЕ
ДАГГИ НИНХАР ПАДМИ ДЕНШУГ ЛА
ГАДИН ЧЕНБОЙ ГОНЕЙ ДЖЕБЗУН ДЕ
ГУСУН ТУГ ЖИ НОЙДУБ ЦЭЛДУ СОЛ

О, исполненный вдохновения, драгоценный коренной Гуру
Прошу, воссядьте на лотос в моем сердце
Заботьтесь обо мне с великой добротой
И даруйте сиддхи тела, речи и ума

Просьбы о благословении на осуществление этапов пути
ДЕННЭ ЗАМДЕ ЦЕРАБ ГУНДУ ДАГ
ШЕДШАБ ПАДМО ГУЙБЕЙ ЧОДБА ДАН
ШЕДСУН НЯНЖИН ГОСУМ ДЖАБА ГУН
ШЕДНЕ БАШИГ ДУББАР ДЖИНДЖИ ЛОБ

С этого времени и в каждой жизни
Благоговейно почитая лотосы ваших стоп
Внимая вашим наставлениям, всеми деяниями трех дверей
Суметь лишь радовать вас, прошу, благословите

НЕДГУР ДОННЕР ЦЕДИИ НАНБАДАН
РАНГДЕ ДОДБИ ШИБИ СЕМБАН НЭЙ
ДОБИ ДОНСЕМ ДЖАНЧУБ СЕМЧОГ ДАН
НАМ-ЯНГ БРАЛБА МЕДБАР ДЖИНДЖИ ЛОБ

От нарочитого поиска материальной выгоды, уважения вместе с другими видимостями этой жизни
И стремления к Нирване только ради своего счастья отказавшись,
Никогда не расставаться с бодхичиттой
Мыслящей о благе живых существ, прошу благословите

ПРАШИН ЗАНГЛА ШИББИ ЛОДОЙ ЖИ
РИГБИ ДЖЕЙБРАН ДЖАЛБИ СУНРАБ ДОН
МАЛУЙ ХОНДУ ЧУДНЭЙ ДОБА ЙИ
МОНБИ МУНЧЕН СЕЛБАР ДЖИНДЖИ ЛОБ

Умом тщательным в изучении и тонком детальном анализе
Следуя истинным логике и философии, Превосходной речи Победителя смысл
Целиком вобрав внутрь (постигнув), живых существ неведения
Большую темноту суметь рассеять, прошу, благословите

НАММАН ДЖУДДЕЙ ДОНЛА НЕЙНЕ НЭЙ
ЛАМСАН ТАРТУГ РИМНИ САБМОЙ ДОН
ЧИНАН ГАЛЖЕН ГУДЖИ ЙОМЕД БАР
ЗЕЖИГ НЯМСУ ЛЕНБАР ДЖИНДЖИ ЛОБ

Обретя уверенное понимание смысла разделов многих видов тантр,
Постигнув глубокий смысл двух стадий, приводящих к завершению благого пути,
Не приходя в волнение ото всех неблагоприятных внешних и внутренних факторов,
Однонаправленно осуществлять практику, прошу, благословите

ДОРНА ДЖАЛБИ ДАМЧОЙ ТАДАГ ДАН
ШЕДБАР ДУЯН ЛАМЕД ДОРДЖЕ ТЕГ
ДЖАЛБИ ГОНБА ЖИШИН ЛЕГСУН НЕЙ
ДОБИ ДЕНБА ДЖЕДБАР ДЖИНДЖИ ЛОБ

Вкратце, всю высшую Дхарму Победителя
В особенности же непревзойденную колесницу Ваджраяны
В пути задуманного Победителем хорошо держа
Стать проводником живых существ, прошу, благословите

Благопожелания
ГЕБА ДИЙИ ЖЕБА ТАМЖЕД ДУ
ДЕНЧОГ ЛАМА ШЕДДАН МИБРАЛ ШИН
ГОНБО ШЕДЖИ ТУГЖИ ЖУДЧУН БА
ЛЕГШЭД ДУДЗИЙ РОЙИ ЦОБАР ШОГ

Добродетелью этой во всех жизнях
Да будем неразлучны с вами Гуру-высший проводник
О, Защитник! Сущностью, извлеченной из вашего сердца
Нектаром изящных учений пусть исцелимся от омрачений

ШАН-ЯН ДАГГИ ДЖИДАН ДЖИДДЖУР БИ
ЛЕГБАР ЧЭДБА ЖИНЕД ЧИБА ГУН
ШЕДЖИ ДЖЕЙШИН ДЖЕЙСУ ЗИНБА ДАН
ГАШИН ДУББА ХОНИ ДЖУРДЖУР ЖИГ

Также все совершенные мной добродетели и те, что будут совершены,
Все то следование хорошему пути, что есть, пусть станут исключительной причиной
Того, чтобы Вы с радостью поддерживали меня
И я смог достигнуть реализаций согласно Вашим наставлениям

ЖЕШИН ЖЕБА ДАГНИ ТАМЖЭД ДУ
РИГСАН ЛОСАЛ НАДЖАЛ МЕДБА ДАН
НИНДЖЕ ЧЕШИН ЛАМА ЛА ГУЙБА
БАЛДАН ЛАМИ ДАМЦИГ ЛАНЭЙ ШОГ

Во всех рождениях из жизни в жизнь, благодаря
Благой семье, ясному уму, отсутствию гордыни
Благодаря преданности великосострадательному Гуру
Пусть будем пребывать в обете великолепного Гуру

БАЛДАН ЛАМА ШЕДГУ ЖИДА ДАН
ХОРДАН ГУЦЕЙ ЦЭДАН ШИНХАМ ДАН
ШЕДЖИ ЦАНЧОГ САНБО ЖИДА БАР
ДЕДА ХОНАР ДАГСОГ ЖЕБАР ШОГ

Великолепный Гуру! Каковы Ваши тело, окружение
Продолжительность жизни и место пребывания
Каковы Ваши высшие благие качества,
Точно такие же пусть станут у меня и других

ШЕДЛА ДОДЖИН СОЛБА ДАББИ ТУЙ
ДАГСОГ ГАНДУ НЭЙБИ САЧОГ ДЕР
НЭДАН УЛПОН ТАБЗОД ШИБА ДАНГ
ЧОЙДАН ДАШИ ПЕЛБАР ЗЭД ДУ СОЛ

Силой вознесенных к Вам хвалы и молитв
Везде в тех местах, где мы пребываем
Усмирив болезни, нищету и раздоры
Приумножьте Дхарму и счастье, молю

ЦЕРАБ ГУНДУ ДЖАЛБА ЗОН ХА БЕЙ
ТЕГЧОГ ШЕЙНЕН НОЙСУ ЦЭДБИ ТУЙ
ДЖАЛБЕЙ НАГБИ ЛАМСАН ДЕНИД ЛАЙ
ГЭДЖИГ ЗАМ-ЯН ДОГБАР МАДЖУР ЖИГ

Силой становления Победоносного Цонкапы во всех жизнях
Воочию моим Наставником высшей колесницы
От этого благого пути, прославленного Победителями,
Даже на один миг пусть не отступлю

 

РУКОВОДСТВО К СОЗЕРЦАНИЮ ГУРУ-ЙОГИ «СТО БОЖЕСТВ ТУШИТЫ»

В коренной сутре «Царь даяния наставлений» есть такое пророчество Будды Шакьямуни: «Сейчас поднеся мне хрустальные четки, взрастивший бодхичитту, вы в будущем в стране гор с яками построите монастырь под именем «Добродетель» и будете известны под именем «Обладающий благим умом» (Лозанг)». Это одно из многих пророчеств находящихся в старинных сутрах касающихся удивительных деяний Ламы Цонкапы.
Хотя Лама Цонкапа достиг Пробуждения много кальп назад, сообразно видению обычных людей, приняв облик монаха, очистил Учение Будды от наслоений грязи и пыли. Чистейшей мудростью великого бодхисаттвы Манджушри раскрыл глубинное Учение древних мудрецов, которое в полноте не могли раскрыть другие, и прояснил Путь к Пробуждению. Построив монастырь «Исполненный добродетели», основал традицию Гелугпа. Вследствие многих великих деяний Лама Цонкапа почитается как второй Будда.
Эта Гуру-йога где собственный коренной сердечный Учитель созерцается учениками как Дхармараджа Лама Цонкапа, является высшим нектаром наставлений и созерцаний передаваемых из уст в ухо, и восходит непосредственно к божеству Манджушри.

Подготовка перед созерцанием
Убравшись и почистив окружающее место, устанавливают портрет или скульптуру Ламы Цонкапы и его учеников. Преподносят дары.
«Не заплесневелое масло или засохшие цветы, а лучшее из материальных вещей и еды подноси. По части происхождения подношений они не должны происходить из того, что были добыты нечестным путем. Или по части намерения не должны подноситься с тем, чтобы удивить других или с другими ложными намерениями. Таких измышлений следует избегать» – обращается внимание на чистоту подношений в сутрах.
Созерцателю нужно умывшись, аккуратно одевшись в чистую одежду сесть в йогическую позу. Полностью успокоив и очистив сознание прояснить в созерцании объекты Прибежища.
В предлежащем пространстве на середине раскрытого обширного лотоса пребывает обладающий природой непосредственного коренного сердечного Учителя Чже Цонкапа вместе с двумя учениками.
Вследствие того, что Чже Цонкапа указывает путь, ведущий к Пробуждению он суть Драгоценный Будда. Вследствие того, что его ум постиг истину, его ум – Драгоценная Дхарма. Его двое учеников спутники на пути к Пробуждению являются драгоценной Сангхой. Скандхи святого тела Чже Цонкапы – собрание божеств идамов и место, куда снисходят гневные Защитники Дхармы. Такое совершенное видение и вера что Чже Цонкапа по природе вобрал все объекты Прибежища, есть традиция йоги кратко называемая йогой Драгоценности исполняющей все желания.
Вокруг себя следует представить в созерцании близких людей и далее всех матерей живых существ. В этой ситуации отводят некоторое время размышлению над природой сансары:
«Время смерти неизвестно и связанные ничтожными делами этой жизни мы ничего не можем познать, ничего не можем достигнуть и в итоге уходим из жизни с пустыми руками. В очень далекой дороге самое же близкое, самое надежное Прибежище, защита и опора это только Три Драгоценности!» – так устрашившись от самого сердца принимают Прибежище в Трех Драгоценностях с мыслью: «Пожалуйста, освободите меня и всех матерей живых существ от оков неведения и страданий!» возносят молитву:
«Я и равные пространству матери живые существа с этого времени и вплоть до Пробуждения принимаем Прибежище в превосходных исполненных вдохновения Учителях. Принимаем Прибежище в Совершенных Пробудившихся Победителях. Принимаем Прибежище в Святом высшем Учении. Принимаем Прибежище в Благородной высшей Общине. Принимаем Прибежище в великом Царе Учения трех вселенных Владыке Цонкапе, объединившем все объекты Прибежища!»
После многократного вознесения такой молитвы из поля Прибежища исходят потоки нектара и очищают. Так представлять очень важно.
Подобно этому порождение бодхичитты и созерцание четырех неизмеримых мыслей проводят согласно сутре «Кябдо». Для взращения в себе очень сильного чувства бодхичитты произносят эти слова обета:
«Ради того чтобы помочь всем матерям живым существам я быстрее быстрого достигну несравненного высшего Пробуждения. Всех матерей живых существ, освободив от страданий, во что бы то ни стало, утвержу в превосходном состоянии будды. Ради этого я буду созерцать глубинную Гуру-йогу».
Так три раза произнеся, созерцают превосходную бодхичитту. В то время из взращенного в медитации поля Прибежища исходит желтый свет и когда растворяется в вас, в тот же момент вы сами принимаете форму Ламы Цонкапы. Так визуализируя, порождают божественную гордость – «Я воплощение всех будд Чже Цонкапа!».
Затем из вашего тела преобразовавшегося в Чже Цонкапу исходят изумительные лучи света и попадают на окружающее вас собрание живых существ. Когда лучи света касаются их всех, они очищаются ото всех загрязнений и также преобразуются в Ламу Цонкапу. Снова испускаются лучи света и, попадая на все сосуды, преобразуют их в чистые земли, здания и дома преобразуя в божественные дворцы изначальной мудрости.

Основное созерцание

Здесь три части:
1. Приглашение цогшина (Поля накопления добродетелей)
2. Семеричный ритуал
3. Благопожелательная молитва
Приглашение цогшина
Вдалеке за пределами этого родного мира представьте божественную землю Тушиту – Исполненную радости. Дворец с высокой крышей, испускающий лучи света – место пребывания Будды Майтрейи. Вокруг радужный сад, где вращаются священные Колеса Дхармы, груды удивительных драгоценностей, исполняющие желания сандаловые деревья, чистые благоухающие лотосы и утпалы, потоки рек обладающих восемью качествами нектара. Посреди такого удивительного места на обширном драгоценном львином троне пребывает Будда Майтрейя, украшенный благими отличительными признаками, излучающими лучи света. Вокруг тысячи бодхисаттв наслаждающиеся праздником Дхармы.
Представьте, как вы отправляетесь в Тушиту, в один миг, летя, преодолеваете огромное расстояние. Почувствуйте, что вы наяву видите ту землю. В особенности, когда видите Будду Майтрейю и слышите как он передает мелодичным гласом Брахмы Учение Праджняпарамиты вашим сердцем овладевает восторг и благоговение.
Далее устремите внимание на область сердца Будды Майтрейи. В области его сердца счастливый знак взаимозависимости в форме света, в его сетке восседая на белых облаках, пребывают Лама Цонкапа и двое его учеников. Увидев коренного Учителя, сердце еще более приходит в волнение. С безграничным благоговением памятуя о высшей святости и достоинствах их деяний читают призывание:
«Гадэн лхагьи гонги тугканэ – Из сердца (Майтрейи) – Покровителя сотен богов Тушиты?»
В это время облако в сердце приходит в движение и восседающие на них Чжецун лама вместе с учениками прибывают прямо к вам. Средняя часть белого облака несколько возвышается и вершина облака, закручиваясь и утончаясь, соединяется с сердцем Чже ламы. Это белое облако символизирует чистые белые сострадательные деяния Чже ламы и помимо этого напоминают преданно опирающимся постоянно пропитывать ум влагой бодхичитты.
Причина приглашения Чже ламы из сердца Будды Майтрейи таким образом такова. Помимо того что в это время Чже Цонкапа пребывает в Тушите в облике бодхисаттвы по имени Джампел Ньингпо, также есть причина счастливого предзнаменования того что созерцатель сам в следующем рождении родится в Тушите. И также так созерцают для создания благой причины в будущем встретиться с Буддой Майтрейей и его Учением.
Чжецун лама сам будда мудрости Манджушри. Ближайший ученик Гьялцабчже – будда сострадания Авалокитешвара. Ближайший ученик Кэдрубчже – будда силы Ваджрапани. Если символизировать через Будду Шакьямуни, то Чжецун лама представительствует как Будда Шакьямуни, а двое учеников как ближайшие ученики будды Шарипутра и Моудгальяяна.
В белом цвете тела Чже ламы также растворены красные лучи, что символизирует природу единства метода и мудрости. Правая рука в мудре поворота Колеса Дхармы развернута ладонью сюда, что символизирует владение истинным знанием или коренным теоретическим Учением. Левая рука находится внизу в мудре созерцания, что имеет значение владения Учением реализации или правильной медитации. Другими словами это связано со значением того, что чистое Учение необходимо настойчиво искать и испрашивать, и далее реализуя его на практике достичь Пробуждения. Из больших и указательных пальцев двух рук выпущены отростки цветков утпалы, на цветках которых на правом находится пламенеющий меч, символизирующий мудрость, постигающую пустоту, а на левом томик сутры, символизирующий метод овладения мудростью.
Вследствие того, что его ум наполнен состраданием, на его лице заметна улыбка. Вследствие того, что воззрение Гелугпы или традиции Исполненной добродетели невозможно оспорить, верхушка золотой шапки-короны заострена. Для признака сохранения чистоты трех обучений облачен в три дхармовые одежды. Сидение в ваджрной позе со скрещенными ногами символизирует абсолютную или неизменную природу совершенного Пробуждения.
Сущностный смысл созерцания Гуру-йоги в осознавании того, что в облике Чже Цонкапы передо мной пребывает истинная природа всех пробужденных Гуру всех сторон и времен, в особенности в своей истинной природе мой добрейший коренной Гуру. Если остановиться особо, то тот, кто испытывает большую преданность к Его Святейшеству Далай-ламе, в этой медитации может рассматривать, что в Чже Цонкапе растворен Его Святейшество Далай-лама. Или же замещая форму Ламы Цонкапы визуализировать непосредственно Его Святейшество Далай-ламу.
Если в начале созерцать, как, склоняя голову, вы касаетесь ею лепестка лотосового сиденья, то в этом будет польза того, что в середине созерцания это не позволит появиться помехе возбужденности, говорится в сутрах.

Семеричный ритуал

1. Просьба о прочном пребывании
«Дунги намкар? – В предлежащем пространстве?»
Визуализируйте во время чтения этих строк, что все освященное собрание обильных добродетельных всесовершенств преобразовывается в поддерживаемый восемью львами драгоценный трон, на нем лотос, на нем как подушки солнце и луна, и исходят из вашего сердца в пространство перед вами. Центральная часть драгоценного трона несколько выше.
«Воссев на этот трон, светом мудрости снова и снова рассеивая мрак сансары, особенно очищая мои проступки и загрязнения, становясь опорой для накапливания собраний добродетелей, пребывайте молю!» – искренне обращая мольбу, визуализируйте, что Чжецун лама вместе с учениками радостно воссели на трон.
Причина вознесения сперва мольбы о крепком пребывании Учителей в том, что долгое процветание Учения объединяющего сутры и тантры, зависит от прочного пребывания Гуру, дающих глубинные наставления в том Учении и это чрезвычайно важно. Помимо этого вознесение мольбы о прочном пребывании Учителей очищает какие-либо ошибки и проступки совершенные в отношении Тела, Речи и Ума Учителей.
Когда здесь говорится Чже-цун лама (Владыка чистый Гуру), эти три слова символизируют три этапа пути – низшей, средней и высшей личности, Три драгоценности Прибежища – Будду, Дхарму и Сангху и три Тела пребывания будды – Тело Дхармакайи, Тело Самбхогакайи и Тело Нирманакайи.

2. Простирание
«Шеджэй кьонкун? – Ваше мудрое сердце?»
Во время произнесения этих строк визуализируйте, как ваше тело размножается в тела числом с песчинки вселенной, и все они совершают простирания. Это простирание телом. Визуализируйте, что ваше произнесение и восхваление подобно мелодичному голосу Брахмы, громом заполняет небо. Это простирание речью. При размышлении о выдающейся мудрости, сострадании и милости Чже ламы появляются слезы веры. Это простирание умом. Эти три простирания можно сделать за одно прочтение или созерцать последовательно, снова и снова повторяя строки, до конца проясняя в уме смысл созерцаемого. Этот принцип будет плодотворно применять и в других частях созерцания.
В этом четверостишии сначала восхваляется ведение или ум, затем речь или деяния речи, затем телесные признаки или тело. Это последовательность получения учениками благословения Чже Цонкапы. В результате созерцания Гуру-йоги в первую очередь получением благословения ума, прибавляется сила мудрости ума постигающего науки. Затем получением благословения речи обретается речь, искусная в обучении, диспутах и практике. В завершение, когда в вас проникает благословение тела, ваш облик, преображаясь, становится светлым.
Во время чтения строк поклонения складывают вместе ладони таким образом, что внутри остается пустой промежуток, отображающий своеобразие буддийского Учения. Это пустое пространство символизирует то, что по природе все явления пусты от самобытия.
По традиции Праджняпарамиты левая рука символизирует собрание мудрости, которое служит основой Дхармакайи – Абсолютного Тела истины. Правая рука символизирует собрание добродетелей, которое служит основой Рупакайи – Тела формы будды. Соединением ладоней утверждается высшее единство метода и мудрости.
По традиции тайной мантры правая сторона это йога этапа зарождения. Левая сторона – йога этапа завершения. Или пять пальцев правой руки это пять коренных энергий ветра. Пять пальцев левой руки пять вторичных энергий ветра. Соединением рук все коренные и вторичные энергии ветра достигают сердца, и в силу парного вхождения достигаются высшие сиддхи.
Соединением ладоней наверху устанавливается причина достижения нерушимого ваджрного тела. Соединением у горла устанавливается причина достижения нерушимой ваджрной речи и соединением у сердца устанавливается причина достижения нерушимого ваджрного ума.
Простиранием не только усмиряется гордыня, но и накапливается превосходная большая добродетель. В сутрах говорится, что, сколько было накрыто телом пылинок в одном простирании, обретается карма столько же раз родиться Царем Чакравартином.

3. Подношение
«Йивонг чоен? – Прекрасные воду для питья?»
Во время произнесения этих строк созерцайте как подносите четыре вида воды-нектара исполненной восьми достоинств, сады лотосов, водных лилий и других прекрасных цветов, главные пять подношений, подношение пяти чувственных желанных, восемь подношений, приносящих счастье, и все другие исполненные превосходства хорошие внешние материальные подношения.
Пять видов мяса, пять нектаров силой тантры очищенные, преобразованные в нектар, и увеличенные это внутреннее подношение.
Из области сердца последовательно исходят богиня подношений с лотосом и другие четыре богини, совершают подношения и растворяются в супруге Будды Ваджрадхары, который пребывает в сердце Чже Цонкапы. Будда отец и будда мать испытывают блаженство, наслаждаясь мудростью блаженства и пустоты. Это созерцаемое тайное подношение.
Объект, которому подносятся подношения, подносящий и подносимые подношения в абсолютной сфере нераздельно едины и созерцание этого глубинного смысла это подношение таковости.
В прочтении о подношении внешних подношений говорится открыто, и тайно говорится о внутренних, тайных подношениях и подношении таковости. Подношение даров устраняет жадность и кичение своим имуществом. Когда в сутрах говорится о подношениях, не раз напоминается, что подношение поддерживается не материальными вещами, а щедростью духа.

4. Исповедь
«Ганшиг тогме? – В каких-бы то ни было накопленных?»
Во время произнесения этих строк следует опираться на четыре силы. Считается, что при их полноте они способны очистить любую отрицательную карму. Молитвенное обращение к полю Прибежища это сила опоры. Сожаление в прежде совершенных собственных проступках это сила ума, чувствующего отвращение и раскаяние. Прочтение слов покаяния это сила противоядия или подавления. Умственное обязательство снова не совершать порочных деяний это сила отказа от порочных деяний или сила сохранения установленной преграды. Раскаяние в действии подавляет три яда ума – неведение, страстную привязанность и злобу и является наилучшим методом очищения тела и ума.
В этих строках особо упоминаются три обета – внешние обеты или обеты Пратимокши, внутренние обеты или обеты бодхисаттвы и тайные обеты или обеты тантры. Эти обеты опираются один на другого, возникают один из другого и становятся основой всех чистых и наделенных значимостью деяний. Упоминаются они вследствие особенного почитания их тонкой взаимозависимости в традиции Гелугпа.

5. Сорадование
«Нигми дуйдир? – В это время (пяти) вырождений?»
Во время прочтения этих строк, от чистого сердца благоговея, наполните грудь сорадостью великим деяниям Тела, Речи и Ума Чже ринпоче. Который в одной этой человеческой жизни учение о достижении Пробуждения не только изучил до конца, но, созерцая, реализовал на практике, и когда распространял другим, ни на мгновение не был ведом умом себялюбия и личного интереса.
Когда говорится «время вырождения», вырождение – «snyigs ma» в прямом смысле имеет смысл осадков, выварков, отстоя, мути, нечистот оставшихся на дне от жидкости (например при топлении масла и т.д.).
Внутренние поганые нечистоты ума называют вырождением от омрачений-клеш. Эти омрачения разрастаясь, приводят к тому, что ум не может различить правильное от ложного, добродетель от недобродетели и затем ум становится нищим, что есть вырождение воззрения. Таким образом, потерявшая интеллект и здравомыслие личность есть вырождение личности или живых существ.
Вследствие природного закона того, что такие люди отрицательными деяниями разрушают свое прекрасное добродетельное счастье, жизнь и вынуждены жить несчастливо, это есть вырождение жизни или вырождение судьбы.
Когда такое положение вещей, распространяясь, приобретает типичную картину, это есть вырождение времени.
Таким образом, время вырождения это не время, которое предопределяется каким-то естественным ходом событий, а время, наступающее в прямой связи с уровнями развития сознания живых существ, особо отмечается в сутрах. Нет ни одного метода и пути не поддаться этому кроме как пути к Пробуждению.
В общем, живое существо, именуемое человеком и обладающее драгоценной человеческой жизнью, имеет отличный потенциал достичь Пробуждения. В сутрах эти возможности формулируются как свободы и блага. Как же полностью использовать эти свободы и блага?
Для этого, встретив подлинного Учителя, правильно поняв смысл жизни, начинают изучать путь к Пробуждению. Об этом этапе в верхнем начитывании говорится «слушание».
Далее обретенные знания необходимо реализовать на практике, о чем говорится «воплощение».
Препятствием для такого пути внутреннего развития становится сила привязанностей к этой жизни которые сгущаясь вмещаются в восемь мирских дхарм.
Это радоваться, быть в настроении от: 1. Выгоды, приобретения 2. Хвалы 3. Репутации 4. Временного счастья.
И противоположно тому огорчаться, унывать от: 1. Утраты, не приобретения 2. Критики 3. Плохой репутации 4. Временного страдания.
От таких привязанностей освобождаясь, идти по пути к Пробуждению такой смысл бьет ключом из верхней молитвы. Результат сорадования находится в устранении зависти, неспособной принимая с одобрением радоваться хорошему других.

6. Просьба о повороте Колеса Дхармы
«Джецун лама дампа? – О, превосходные Досточтимые Гуру?»
В традиции Праджняпарамиты смысл упоминаемых здесь слов «обширное и глубокое Учение» такой что «обширное» выражает учение о бодхичитте, а «глубокое» представляет мудрость, постигающую истинную природу явлений.
В тантре «обширное» охватывает нижнюю ступень йоги со знаками, а «глубокое» йогу без знаков.
Также в тайной мантре в учении наивысшей йоги в части йоги зарождения «глубокое» подразумевает мудрость единства блаженства и пустоты, а радостный танец внешнего проявления мандалы божества – «обширное».
В части йоги завершения «глубокое» условно обозначает мудрость ясного света, а «обширное» – иллюзорное тело. Таким образом «глубокое и обширное Учение» вмещает Учение сутр Махаяны и тантры.
Во время обращения мольбы о даровании такого Учения, визуализируйте, что Чже Цонкапа одобрительно принимает мольбу и очень доволен.
Стремление к Дхарме и обучению очищает недобродетели пренебрежения к чистой Дхарме и становится корнем прибавления светлости уму.

7. Посвящение
«Дагги джинье? – Пусть этой накопленной мной?»
Не только накопленные этим созерцанием добродетели, но и все собрания добродетелей, которые есть у меня и других посвящаются процветанию Учения. И больше того, выражается благопожелание самому и всем другим людям, идя по пути Учения Чже Цонкапы, достичь Пробуждения. Выражение «Сущность Учения» подчеркивает, что желтошапочная традиция или Гелугпа вобрала сущностный сок всех проповеданных Буддой учений.
Причина посвящения добродетелей таким образом в том, что сущность каких-либо правильных или ложных деяний проясняет намерение, мотивация. Другими словами деяние с благим намерением – добродетель. Деяние с невежественным неблагим намерением – недобродетель.
В этом случае высшей положительной мотивацией является посвящение себя благу других. Таким образом, эта мысль становится корнем воззрения бодхичитты.
Это посвящение проявляется здесь связанными словами «Учению и живым существам». Если прояснить, то слово «Учение» выражает Учение Бодхидхармы или путь, а «живые существа» – люди, идущие по этому пути и далее все живые существа.
Посвящение добродетелей высшим целям умножает их и становится семенем Пробуждения.
Мигцема
«Мигмед цеби?»
Есть несколько видов Мигцемы и некоторые относятся к тайной передаче и широко не распространяются. Здесь в Монголии пришедшая по линии передачи и всенародно читаемая это пятистрочная версия.
Если комментировать со стороны Пути к Пробуждению, то первая строка символизирует сострадание и традицию обучения. Это сторона метода обучения Праджняпарамите или пути накопления собрания духовных заслуг. Вторая строка символизирует мудрость, открывающую абсолютную природу. Это сторона мудрости учения Праджняпарамиты или пути накопления собрания мудрости. Третья строка символизирует йогу тантры.
Если прояснять этот смысл, то внешние вредящие мары («демоны») называются внешние мары. Внутренние 84 тысячи видов омрачений ума это внутренние мары. Кармические тонкие и грубые энергии ветра называют тайными марами. Сила внешних мар возникает из-за влияния сил внутренних мар. Сила же внутренних мар возникает из-за влияния сил тайных мар.
Путем колесницы Праджняпарамиты, даже если будут подавлены силы внешних и внутренних мар, не будет возможности подавить тайных мар. Их подавить возможно только лишь йогической практикой тантры. Таким образом, в три строчки входит общий смысл – «подавитель всех демонических сил».
Таким образом, Чже Цонкапа полностью объединив путь Праджняпарамиты и путь тайной мантры, прояснил поэтапно путь к Пробуждению. Если начитывать мигцему, памятуя об этом смысле, то это будет становиться вхождением на путь к Пробуждению или же будут обретаться стремление, потенциал и способности следовать этому пути.
К Учителю «Владыке трех семейств» (rigs gsum mgon po) к воплощению именно этих упоминаемых трех божеств и по своей природе воплощению всех божеств обращена молитва с верой и уважением. Другими словами, какое сострадание есть у воплощения сострадания будд Авалокитешвары, такое же сострадание у моего Учителя. Какая мудрость есть у Манджушри – воплощения мудрости будд, такая же мудрость у моего Учителя. Какая сила есть у Ваджрапани – воплощения силы будд, такая же сила у моего Учителя.
Следует начитывать мигцему с таким пониманием, что Авалокитешвара это Учитель. Учитель это Авалокитешвара и видеть их нераздельно едиными. Таким вспоминанием достоинств будд и Учителя накапливается превосходная огромная добродетель.
Есть несколько видов созерцания Мигцемы в зависимости от видов желаний.

Созерцание очищения нечистоты пороков
Многократно начитывается мигцема и проводится следующая визуализация. При первом начитывании Мигцемы из сердец отца – Чже Цонкапы и сыновей исходят пустотелые трубки подобные стеблю бамбука имеющие природу белого света. Затем перед вами три трубки соединяются в одну, которая втыкается в отверстие Брахмы или Санбуг (tshangs bug – отверстие на макушке на восемь пальцев выше линии волос) на макушке. При повторном начитывании из сердец отца и сыновей исходит белый молочный нектар мудрости, движется внутри трубок, втекает в отверстие макушки, полностью наполняет все тело и очищает все каналы и чакры тела.
В это время представьте что накопленные с безначалия проступки, нарушения обетов, падения в виде черной жижи, все внутренние злые духи и препятствия в виде червей выходят наружу через поры тела. В конце всего этого, когда ваше тело наполняется нектаром изначальной мудрости, почувствуйте что, произошло полное очищение.

Созерцание очищения мрака неведения
С той же визуализацией при начитывании в вас проникает поток нектара в форме света и в одно мгновение мрак неведения рассеивается, подобно тому, что в темной комнате зажгли светильник яркостью с тысячу светильников и ясный чистый свет охватывает все ваше тело.
Созерцание реализации обширной мудрости
Также при начитывании по тем трубкам исходит поток красно-желтого нектара, наполняет все тело и каждая частица преображается в форму Манджушри. Из тех Манджушри испускается свет в десять сторон. Притягивает мудрость всех будд и бодхисаттв в форме бесчисленных Манджушри, которые через поры тела входят и растворяются в каждом Манджушри. В результате этого развивается обширная мудрость, распознающая правильное и ложное в отношении деяний и их результатов, также хорошая память.
Созерцание реализации ясной мудрости
Также при начитывании исходит поток оранжевого нектара, наполняет все тело и все частицы нектара преображены в слоги А РА ПА ЦА НА и слоги Мигцемы. Из всех них исходит свет в десять сторон, притягивает ясную мудрость всех будд и бодхисаттв в форме тех слогов, которые растворяются в каждом слоге внутри вашего тела. Представьте, что при этом вы овладели ясной мудростью распознавания сансары (относительной природы) и нирваны (абсолютной природы).
Созерцание реализации быстрой мудрости
Как и прежде исходит поток нектара, наполняет все тело, и каждая частичка нектара имеет форму слога Хри ã. Из всех них исходит свет, притягивает быструю мудрость всех будд и бодхисаттв в форме слогов Хри. Те также растворяются в слогах внутри тела. В результате чего обретается быстрая мудрость способная пресечь ложные мысли в зародыше.
Созерцание реализации глубинной мудрости
Как и прежде исходит нектар, наполняет, и каждая частичка нектара преобразуется в форму скрещенных меча и томика сутры. Из них всех исходит свет, притягивает глубинную мудрость всех будд и бодхисаттв в форме меча и томика сутры, растворяет в мечах и томиках находящихся внутри тела. В результате чего обретается аналитическая, глубинная мудрость беспрепятственного проникновения в смысл Учений.
Созерцание реализации мудрости проповедования

Как и прежде исходит нектар, наполняет и каждая частица имеет форму томика сутры. Притягивается мудрость разъяснения всех будд и бодхисаттв, растворяется и обретается мудрость красноречивого разъяснения чистого Учения другим.
Созерцание реализации мудрости ведения диспута
Созерцание, как и прежде, но частицы нектара имеют форму светящихся колес обоюдоострых мечей, в которых растворяется мудрость будд и бодхисаттв, побеждающая отрицательные взгляды, в результате чего обретается мудрость превосходства над ложными проповедниками и непобедимость в диспутах.
Созерцание реализации мудрости сочинения
Созерцание, как и прежде, но объект созерцания здесь замещается томиками сутр, которые отмечены колесами мечей. Это метод реализации способности к творчеству, сочинениям каких-либо произведений. В томиках растворяется мудрость сочинения всех будд, в результате чего обретается искусная, творческая мудрость.
Эти семь видов созерцаний упоминаемые в сутрах, являются последовательным порядком достижения высших уровней, начиная с очищения тела и ума. Сюда входит не только мудрость для собственного развития, но весь обширный диапазон необходимых, важных мудростей для приведения к Пробуждению других. Созерцатель может эти виды созерцаний созерцать комплексно или же избирательно. Обратите внимание на то, что первые два вида созерцания являются основными.

Созерцание умиротворения болезней
При начитывании Мигцемы, по трубкам, имеющим природу света, в тело входит поток нектара. Если пристала болезнь ветра (rlung) или болезнь, имеющая природу холода, то нектар созерцают красного цвета и имеющим горячую природу. Если пристала болезнь желчи (mkhris pa) или болезнь, имеющая горячую природу, то нектар созерцают белого цвета и имеющим прохладную природу. При болезни слизи (bad kan) нектар созерцают прохладной природы и синего цвета. При болезнях от вреда злых духов каждую частицу нектара созерцают в форме Хаягривы (Дамдин бурхан). При болезнях от вредного влияния планет, эпилепсии, параличе каждую частицу нектара созерцают в форме Ваджрапани. При болезнях от вредного влияния нагов каждую частицу созерцают в форме Гаруды.
Тот поток нектара заполняет все тело и весь вред болезней в виде насекомых и гноя выходит через поры тела, и тело очистилось, представьте. В особенности, сконцентрировав внимание на том месте, где скрывается болезнь, визуализируйте что она, успокоившись, исцелилась под влиянием потока нектара.
Хотя если и совершать подобные тому многие другие деяния (виды созерцаний) все они полностью входят в вышеуказанные созерцания. Причина в том, что очищением пороков тела и ума, распространением света мудрости действия и добродетели самопроизвольно улучшаясь, развиваются.

Сворачивание цогшина
«Пэлдэн цабэй лама ринпоче? – О, исполненный вдохновения драгоценный коренной Гуру?»
Во время этой мольбы два ученика растворяются в Чже Цонкапе, их львиные троны же растворяются в троне Чже Цонкапы. Далее Чже Цонкапа имеющий природу света утоньшаясь уменьшается до размеров большого пальца руки входит через отверстие Брахмы на макушке и опускается по центральному энергетическому каналу в сердце.
В то время энергетическое сердце визуализируют в форме раскрытого восьмилепесткового лотоса. Представьте, как в центре пребывает ваш тончайший ветер сознания в форме неразрушимой капли. Когда Учитель прибывает на лотос, ваш тончайший ветер сознания растворяется в нем и становится единым с сознанием Учителя, после чего начинается новая жизнь. Прочувствуйте глубоко эту радость. Лепестки лотоса закрываются и их обвязывают четки из слогов А РА ПА ЦА НА или слогов Мигцемы.
Таким образом, Чже Цонкапа будет всегда пребывать в вашем сердце. Пребывающего в сердце Учителя никогда не следует сворачивать, и тогда в любое время жизни или смерти он будет самой надежной опорой и защитой.
К примеру, чтобы вырастить урожай вначале почву следует подготовить, затем посадить зерно. И чтобы зерно выросло нужно много разных факторов – солнце, дождь, удобрения, уборка сорняков и т.д. Медитация похожа на то. Гуру-йога это само зерно. Когда обычные ежедневные деяния становятся сопутствующими факторами в результате возможно собрать урожай Пробуждения.
Поэтому в промежутке между созерцаниями все видимые явления – плохие, хорошие или обыкновенные, что бы ни являлось, следует воспринимать как проявления тела Учителя. Что бы ни услышали, приятные или неприятные звуки, их следует воспринимать как отзвук речи Учителя. Что бы ни взрастало в уме, плохое или хорошее, это следует воспринимать как проявление ясного света мудрости ума Учителя. В целом воспринимать все приятные переживания как благословение доброты Учителя, все неприятные переживания как очищающее негативную карму благословение сострадания Учителя.
В особенности все места своего пребывания следует благословляя преобразовывать в будда-поле Тушиту и подносить в созерцании находящемуся в сердце Учителю. Это йога поля. Используемые вещи, одежда, что бы ни использовалось, благословляя в божественные чистые вещи подносить в созерцании Учителю, пребывающему в сердце это йога материальных вещей. Еду и питье, благословив мантрой ОМ А ХУМ и кушая подносить Учителю в сердце это йога еды и питья.
Благодаря созерцанию этой йоги трех видов наслаждений вас не одолеет никакая порча, вы не будете подвержены загрязнению от окружающих отрицательных влияний и будете пребывать в чистоте. Касательно этого в сутрах:
«Йогин способный применить к
Еде и всему используемому
Высший превосходный смысл
Не будет захвачен ошибочным».
Таким образом, для глубокого овладения таким созерцанием придерживаются следующих трех принципов:
1. Защищать пять чувств от негативных активностей, ощущений. При осуществлении созерцания стараться находиться в благоприятном уединенном месте.
2. Избегая страсти к еде и питью, относиться к ним как к лекарству. Другими словами жить не для того чтобы покушать, а кушать для того чтобы жить.
3. Избегать чрезмерного сна и отдыха. Всегда быть внимательным при развитии своего ума. Не проводить впустую человеческую жизнь, изучая бесполезные знания, а глубоко изучать истинный путь, учение пробужденных Учителей.
Некоторые методы созерцаний в ежедневной жизни обращенные на путь Пробуждения
Йога во время засыпания
Общая мысль при засыпании: «Благодаря сну мое тело и ум отдохнут и обретут энергию для совершения созерцания и других добродетелей».
Тантрическое созерцание при засыпании
Из слога Хум ä в сердце исходит свет и попадает на сосуды – миры и соки – живых существ. Сосуды растворяются в соках. Соки растворяются в вас. Вы сами растворяетесь в сердечном Хум. И далее Хум растворяется в сфере пустоты. С такой визуализацией засыпаете.

Медитация во время пробуждения
Общее размышление во время пробуждения ото сна:
«В эту ночь в этом мире умерло много людей. Много людей утратили возможность достижения Пробуждения. Благодаря состраданию Учителя я в здравии встречаю этот новый день. Поскольку эта драгоценная человеческая жизнь сокращается я побыстрее встану и буду совершать чистые благие деяния».
Тантрическая медитация при пробуждении:
Представьте когда просыпаетесь, что дакини из пространства изначальной мудрости будят вас звуками дамар и колокольчиков. И далее из сферы ясного света или сферы пустоты испуская, являют сосуды и соки в последовательности обратной предыдущему созерцанию.
Йога одевания:
Созерцая природу пустоты, представьте, как из Учителя в вашем сердце исходит свет, попадает на одежду и она преобразуется в слог Хум. Хум тает в свете и обретает природу драгоценного ваджра. Когда благословляете одежду мантрой – Ом ваджра ракча хам, в одежде начинает пребывать Защитник Дхармы. Поднеся в мыслях эту одежду в качестве дара Учителю, затем одевают.
Йога умывания:
Из Учителя в сердце исходит свет, попадает на воду и она преобразуется в нектар мудрости. Созерцайте, что при умывании ею очищаются все загрязнения тела и ума.
Великий гэгээн Могжогба:
«Аскезой и перенесением трудностей
Достичь Пробуждения сомнительно.
Верой и почтением достичь
Пробуждения вне сомнений».
В этих словах говорится, что если исходя из искреннего почитания с великой верой и уважением созерцать Учителя как будду, то при таком созерцании, превосходящем обычное видение и понимание, сила Пробуждения бьет ключом.
Если не давать жизни и не взращивать верой и уважением Гуру-йогу, то сколько упорно не созерцай Идамов божеств в течение долгих и долгих лет, в конце концов, Пробуждения достичь нет возможности. Но если сможешь неотступно взращивать к коренному Гуру веру и уважение, без промедления будет обретаться благословение и возможно достижение Пробуждения. Благословение здесь означает единение с сердечным Гуру. Другими словами в собственном уме происходит качественное изменение. Поэтому благословение, исходящее из Гуру-йоги и совершенствование ума обладают одним смыслом.
Основную медитацию правильно совершать рано утром, до полудня, после полудня и вечером в четыре сессии. Или же утром, днем и поздно вечером в три сессии. В более ускоренном темпе три раза до полудня и три раза после полудня в шесть сессий. Самое главное чтобы созерцание было ежедневным.
Ашвагхоша:
«Постоянной беспрерывной йогой постигай внутреннее и запредельное. Если в середине трения палки дать передышку, огонь не получить. Поскольку йога схожа с тем, ни в коем случае ее не прерывай».
Это напоминание ни в коем случае не следует забывать людям, отдающим предпочтение йоге или внутренним совершенствам.
Этот комментарий написал Сердог Дхармараджа Лозанг Цультим Гьяцо в качестве опоры к созерцанию Гуру-йоги.

admin