III КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФЕНОМЕНУ ХАМБО-ЛАМЫ ЭТИГЕЛОВА

III КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФЕНОМЕНУ ХАМБО-ЛАМЫ ЭТИГЕЛОВА

III КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФЕНОМЕНУ ХАМБО-ЛАМЫ ЭТИГЕЛОВА

Уважаемые участники конференции и гости!

Ом сайн, амгалан болтогой!

К проведению нашей третьей конференции, после проявления феноменально-драгоценного тела хамбо-ламы Этигелова, проходит уже почти 9 лет. И за это время с телом Хамбо Ламы не произошло никаких визуально-видимых изменений и понятных для нашего ума движений. И только тайное сакральное сознание его тела подобно доброму солнцу излучает нам и остальным полезно-спокойное умиротворение.

На свою третью попытку в понимании феномена хамбо-ламы Этигелова решил идти через его автобиографию написанную самим им или с его слов.

По традиции буддизма в начальной 4-х стишье излагается обязательное поклонение, когда его нынешнее состояние сознания и ума имеет влияние на лам, хубараков и верующих, которые каждый по своему могут это влияние хамбо-ламы для себя уяснить.

Ом Сади.
Агуу ехэ буянаар бэе бутээжэ,
дээдэ номые тобшоор зарлигласан,
бухы орон хэмжэжэ сулоо мэдэсэн
сайн ударидасан Ламын эрхэндэ зальбарнам.

В переводе с письменного бурятского языка звучит примерно так, «Из великих деяний создав это тело, емко и кратко излагает учение Будд. Все земное взвесил чтоб обрести свободу, к добру ведущему праву Ламы поклоняюсь». Чтобы создать такое удивительное тело нужно прожить 12 различных жизней и в каждой из них быть великим добро деятелем. Учитывая что у Учителя, согласно буддийской логике, в его сохраненном теле должно остаться еще речь, сознание, знание и также деяние, которых наш хранитель Доржиев Бимба лама сумел узреть. Бимба лама ежедневно определяет внешнее состояние Хамбо ламы, и еще вдобавок слышит его голос излагающее свое емкое учение.

Таким образом, мы на каждый день продолжаем получать краткое учение Ламы на фоне событий происходящих вокруг него в мире и во вселенной. И, к большому сожалению, на сегодня мы очень мало понимаем его Учение, не можем понять условия и причину. Потому у нас все впереди, думаю, что наши ламы с каждым днем и годом будут приближаться к пониманию Учения хамбо-ламы.

А каким образом можно измерить или взвесить все, что есть на Земле и только потом обрести свободу — согласитесь это очень интересный подход. Почему обязательно надо взвешивать и как это делать? Здесь можно применить краеугольное буддийское понятие «обретая, обязательно теряешь», ведь взвешивая обретенные знания с потерями своего времени, сил и здоровья — это есть хороший выбор для человека, чем богатство или звания. Потому к добру ведущему праву Учителя я и поклоняюсь.

Бэрхэ ябаснай буянай баялигий да. ишгаас
маша гарасан эрдэмэй далайн долгий ехэ,
шэдитэ эрдэтцн суглааиаар гуцсэд дуурэжэ,
бухы хусэлэй ундэсниие мэргэн илаха болтогой!

Во втором 4-х стишье идет как всегда благопожелание — которое переводится примерно так, «К морю благих деяний преодолевший преград, волны с его вышедших знаний велики. Желаю наполниться драгоценно — чудесным знанием, и метко победить на корню все свои желания».

Личность, которая совершила океан благих деяний, способна поднять за собой или от себя волну движения к людям для их добро деяния. И чтобы достойно управлять этим движением, надо наполниться собранием сверхъестественно чудесных способностей. А для этого, надо метко победить на корню все свои желания, чтобы они не успели стать плохими. Ведь начиная что-либо, мы в основном его чаще прекращаем: а) из нехватки времени, б) от лени, в) от хитрости, г) от эгоистической мысли, что ты уже сделал достаточно. Только их Хозяев как Ангела смерти, Мадара Дакиню, да Буднэра и Ороолона (черта с длинным языком) тяжело отдалить от себя. Потому думаю, что эти 4-е проблемы будут всегда с нами постоянно в течение всей нашей жизни. Вот что значит пожелание хамбо-ламы к нам, которое мы должны понять и говоря другим напоминать себе, чтобы его случайно не забыть.

Арюун хоер суглаан эрдэниин хурэнгоор бутээжэ,
эшэ мэдэснэй дабхар хубитай болоод,
Бурханай дурбэн ороной дунда яларсан
Бэрхэ ябасан тугэсэ дээдын ульмыдэ зальбарнам.

В первой своей жизни, которая прошла во времена Будды Кашьяпы, хамбо-лама сумел достичь очень необычное состояние. В переводе все это примерно звучит так, «С драгоценными плодами добродеянии и знаний, над сутью Учения поднялся в двойне. Сверкающим телом среди гор Сумеры, к стопам Дошедщего до совершенства Ламы поклоняюсь».

Недостижимое для многих буддистов — время Будды Кашьяпы, когда как его деятельность мало изучено и понято. Ясно только одно что хамбо-лама был учеником у Будды Кашьяпы и помимо того что получил у Учителя достойное знание, он еще приобрел невозможные способности, с одним из которых в последствии он неоднократно пользовался, когда между 11-ю перерождениями находился в мире Будд или среди гор Сумеру. Возможно, Будда Кашьяпа научил Хамбо Ламу еще каким то другим чудам, так что у нас все впереди для их открытий.

Доржидан орондо Будда Багшын хажууда
нюуса тарниин сургаал бодожо бутээсэн,
Арвис баригшын бутээлэй баялигтай
Лизава Сэнгын ульмыдэ зальбарнам.

Во втором перерождении деятельность хамбо-ламы связанно уже с самим Буддой Шакьямуни. В переводе это время примерно означает так. «От Будды Шакьямуни в Доржидане, с осмыслением постиг тайну тантр. Чудотворным даром наполненного, к стопам Сэнгэ из Лизавы поклоняюсь.»

Согласитесь, кто еще может сказать, что он получил учение напрямую от самого Будды Шакьямуни и еще при его жизни? Такого героя я почти не знаю. Мы помним слова сказанные Буддой — не верьте моим словам только за то, что я Будда, и потому над моими словами тщательно думайте и лишь потом, только хорошо осмыслив, принимайте его за основу. Потому хамбо-лама принимая у Будды учение о тантре долго над ним размышляя медитировал. И только потом он стал обладателем редчайшей сидхи чудесных способностей и возможностей. Родился тогда он в Древней Индии в местности Лизава и носил имя Сэнгэ — Лев. Здесь также можно уточнить, что Будда отвечая на некоторые неискренние вопросы, издавал «образно рык льва». И скорее всего, этот устрашающий звук рыка льва, Лизава Сэнгэ поддерживал, будучи львом рядом с Учителем.

Эдир тэдыдэ хусэлэй эрдэм тогтоонгуй
олзын суглаан бухы гуйсэд тэбшэсэн,
Винаи барижа гэлэн болохые зохеосон
Гэлэг Бал Самбу доро зальбарнам.

В третьем перерождении хамбо-лама преподал нам яркий аскетизм. В переводе звучит примерно так, «С младых лет не держался желаний, отвергал страсть богатству и мысли к нему. Для монахов создавший закон винаи, к стопам Гэлэг Бал Самбу поклоняюсь».

Думаю лучше всего следуя логике, здесь мы пойдем за Буддой Шакьямуни, чтобы прийти в местность Сарнатха где Учитель повернул Первое колесо Учения и разъяснил о четырех благородных истинах. Хорошо понимая, что мы все находимся в океане страдания, хамбо-лама отказался от всякой желаний и мысли к жизненным благам и накоплении богатства.
И впоследствии в своем послании он сказал — «Безумно собранные богатства превратятся в особый яд и станут бесполезными». Можно также добавить, что хамбо-лама был одним из первых авторов учение о винаи.

Али юу хэрэгтэйе бухы мэргэн шутэжэ,
узэсхэлэн сэдьхэлдэ энэрхы тугэсэ,
зоолон сэдьхэлтэй дээдэ мэргэн аргатай
Ехэ ухаантай Хамбын ульмыдэ зальбарнам.

В четвертом перерождении хамбо-лама преподал нам место и опору для прихода к вере. В переводе примерно звучит так, «Где и что нужное познавший мудрец, красив и достоин в душе состраданьем. Нравом мягким с умом сверхспособным, к стопам мудрого хамбо-ламы поклоняюсь».

Продолжая идти за Буддой Шакьямуни мы поднимаемся на Гору Коршуна — Раджигир, где Учитель повернул Второе колесо Учения, объясняя сущность пустотности мира и отсутствие истинного. Здесь хамбо-лама говорит нам, что надо точно познать, где и что нужно человеку? Где и что нужно самому Хамбо ламе Этигелову от нас помимо ежедневной поклонения Ему с восхвалением Его 12 перерождений, организации встречей с верующими в буддийские праздники и нашей проходящей конференции?

Также не надо забывать, что Будда в это же время на юге Индии параллельно дал учение Калачакры, таким образом Учитель дал нам где и что нужно т. е. к пустотности мира нужна тантра Калачакры. Будем дальше думать, где и что нужно понять, чтобы обладать состраданием, и проявилось возможность поймать пустоту!

Здесь можно сказать, что звание Пандито хамбо-ламы приобретенное в 1764 году, он заслужил достижением этой жизни когда он, возможно, руководил буддийским храмом вблизи Раджигира.

Бата болон худэлхэ бухы сууридань
арга шадалтай элдэб ухаанаар оросон,
сулоо мэдэсниие зурхороо дэлгэруулсэн
Гунга Одченэй ульмыдэ зальбарнам.

В пятом перерождении хамбо-лама преподал нам суть взаимозависимой связи. В переводе это примерно звучит так, «Определить места стойкости и движении, с умом различных способов вошел. Свободу познав и сердцем передавшего, к стопам Гунга Одчена поклоняюсь.»

Завершая путь своих жизней в Индии, хамбо-лама приходит в местность Вайшали, где Будда Шакьямуни повернул Третье колесо учения. Здесь Учитель, устанавливая мир между будущими своими учениками буддистами Махаяны и Тхеравады, а также между материей обладающий формой и пустотностью объяснил закон всемерной взаимной зависимости их друг от друга.

А хамбо-лама изучал закон о взаимной зависимости, через осмысление место между стойкостью и движения. Существования в мире двух разных состояний как земной твердыни и легкости движения воздуха, также огня и воды не вызывает сомнении, но как они взаимосвязаны между собой это можно уточнить. Думаю, лучше конечно думать о стойкости сознания у человека и правильных движения мыслей от его ума. Хочется поймать несколько метко — умных мыслей, из которых хоть одна опираясь на наше стойкое сознания добралась бы до пустоты или не прошла бы сквозь него так и не заметив его. Конечно, хамбо-лама знает, как думать, только вот мы еще не заслужили этого адиса — благословения.

Тугэд хаанай изагуурта мэндэлжэ,
юртэмсын есын бухы судар болон,
ведын ухаан мэдэжэ ехэ шэди олоhон
Дубшэн Дармавын ульмыдэ зальбарнам.

В шестом перерождении хамбо-лама проявился в семье тибетского царя и вернулся в Индию для обучения в Наланде. В переводе же это жизнь примерно звучит так, «Родившись в семье тибетского царя, изучил все традиционные сутры. Познанием вед обрел чудную силу, к стопам Дубшэн Дармавы поклоняюсь». Учитывая, что в Тибете, начинается такая же 5-летняя жизнь как в Индии, можно между ними провести параллель. Во времена Будды Кашьяпы в первой своей жизни хамбо-лама добился высокого места от людей Индии в горах Сумеру, а теперь сюда в буддийский рай Наланды пришел из Тибета.

Учитывая, что к этому времени Наланда была центром сосредоточения учения Будды, здесь Хамба Лама почему то изучал ведийские знания для достижений сверхъестественных способностей! Возможно мировые знания того времени, на ряду с ведийскими, нужны были для управлении в Тибете как сыну царя. Ведь рождение в знатной семье новой страны дает определенное преимущество в достижении благородной цели, как потом он еще раз воспользовался, когда родился Дамба Даржа Заяевым в семье родовитого князя.

Для уточнения можно сказать, будучи Дубшэн Дармавой, хамбо-лама остался известным в истории буддизма как герой из 84 сиддхов Будды Шакьямуни, тогда как другие его рождения в Индии и в Тибете надо еще искать да искать.

Аймаг сабын дурбэн аймагай ном су ража,
гэмээр хубсалаагуйдэ маша арюун,
боди сэдьхэлэй аршаанай эмын тусатай
Эдир наранай гэрэлэй ульмыдэ зальбарнам.

В седьмом перерождении хамбо-лама преподал нам суть чистоты. В переводе это примерно звучит так, «Освоив знание из четырех корзин, не запятнав себя остался чистым. Лекарством Бодхисатвы обладающего, к стопам Юного Солнца поклоняюсь». Здесь, возможно, хамбо-лама, возвращаясь мысленно в Доржедан, где у Будды познал знание о тантре, теперь в Тибете познал знание 4-х корзин таких как, Учение с логическим Уходом из океана страдания, а также знание о Пользе учения Будды с Богатством для благих деяний.

Также в последствии в своем послании хамбо-лама сказал: «Будьте чистыми среди моря опасного смутного времени», что является его личным опытом в этой жизни.

Глубоко символично если около Будды хамбо-лама был только львом, то без Будды в Тибете он уже носил имя обладающего Лучом молодого солнца. Получается когда мы Будду, который в Доржидане достиг просветления, сравниваем с солнцем, то Хамбо Ламу здесь в Тибете нарекли его лучом.

Ядаржа зобосниие ехээр энэлсны
энэрхыгээр бухы санааень хангасан,
хэзээш уйдхаргуйдэ боди сэдьхэл эдлэсэн
Энеэсэн Доржын ульмыдэ зальбарнам.

В восьмом перерождении хамбо-лама преподал нам неунывающий оптимизм. В переводе это примерно звучит так, «От тяжелого горя страдающих, состраданием своим всех прикрыл. Не поддавшись унынию достигший бодхичитты, к стопам улыбающего Доржи поклоняюсь».

Здесь также можно напомнить слова из послания хамбо-ламы — «Светлые и добрые ваши пять устремлений не тронуты ли инеем и градом»?

Сравнивая эту жизнь хамбо-ламы с его предыдущим аскетом Гэлэг Бал Самбу в Сарнатхе, можно найти общее для них — каким образом найти выход из мучений океана страдания. Если там аскетизм. то здесь неунывающий оптимизм. Оказывается так просто можно достичь состояния бодхичитты, только поддавив уныние. Думаю, можно добавить еще отказавшись от сомнения и сожаления.

Идам тэнгэриин олон суглаантай уулзажа,
эшэ yзуулснэй ехэ шутээн олосон,
унэн зурхеер ехэ туса бутээсэн
Лодой Чогланай ульмыдэ зальбарнам.

В девятом перерождении хамбо-лама преподал нам умение обрести веру через встречи с высшими учениками Будды как Идамы, Дакини, Сахюсаны и с их окружением. В переводе это состояние звучит примерно так, «После встречи с окружением Идамов, обрел веру к встрече с Буддой. От чистого сердца помогающего, к стопам Лодо Чогдана поклоняюсь».

Сравнивая учения о пустотности Будды на Горе Коршуна и достижения хамбо-ламы в этой жизни, можно констатировать параллель, что только поймавший пустоту способен встретиться с Идамами.

Здесь уместно вспомнить слова из его послание, где хамбо-лама упомянул трудность встречи с Бодхисатвой или Буддой изначального Очирдари Ламой. Ведь в таких встречах последнее слова за Идамами, и только Они решают, где и с кем и за какие заслуги стоит встретиться.

Дэлхэйн амитанда энэрхы сэдьхэлээр
Илагшын сургаал арбан зугтэ дэлгэруулсэн,
бухыдэ туса амгаланай сог эдлэхые зохеосон
Хайдуб Нимын ульмыдэ зальбарнам.

В десятом перерождении хамбо-лама преподал нам способность распространить учение Будды во все 10 сторон света. В переводе это способность звучит примерно так, «Всем живым существам состраданием, учение Будды по 10 сторонам распространил. Всем создавшего условие к умиротворению, к стопам Хайдуб Нимы поклоняюсь».

Следуя логике, могу сказать определенно одно, что почему то закон взаимозависимости имеет связь с десятью сторонами света. Десять сторон света имеет изначальный центр, откуда уходят эти десять направлений и каким то образом они взаимосвязаны хотя бы между собой, это уже интересно. Возможно, что любое тело как планета Земля имеет десять сторон и для его внешней поверхностности они становится стержнем и опорой. Получается поверхностность это форма, а десять сторон это направления, которая как пустота не видно.

Получается что Хамба Лама на десятом перерождении, объяснил нам о красоте взаимозависимых десяти сторон света и это опять умиляет своей параллелью.

Ном угы газарай турэлхитэндэ заларсанда
Хутагтын сузэг зэргын долоон эрдэнитэй,
Эрдэмэй эрдэнеэр энэ орон дээдэ болгосон
Амитанай ударидагшануудта зальбарнам.

В одиннадцатом перерождении хамбо-лама выполнил свою клятву, данную перед самим Буддой Шакьямуни, о распространении Учении в темном месте. В переводе это звучит примерно так, «К жителям темного места спустился, обладая семью качествами Бодхисаттвы. Тому, кто возвысил это место драгоценным знанием, хамбо-ламам и ламам поклоняюсь».

хамбо-лама выполнил свою клятву, данную Будде Шакьямуни, будучи Лизава Сэнгэ в Доржидане. Он поднял моих сородичей из темного места в мир Будды и наполнил их и это место драгоценным знанием Учения.

В биографии Хамбо ламы Заяева есть удивительное чудо-тайна, когда он течении своего первого года жизни достиг возраста 7-летнего мальчика. Думаю теперь, это стало понятно, извините опять параллель, семь драгоценных качеств Бодхисатвы с которыми он уже обладая, спустившись сверху из гор Сумеру, и каждая из них прибавляла ему по одному году.

Заметьте удивительную скромность хамбо-ламы Этигелова, когда он здесь просит поклоняться не Себе Хамба Ламе Заяеву, а остальным держателям трона Пандито Хамбо ламы.

Энэ илгажа бидэндэ ехэ Хамба зохеосон
буянай далайн сог тугэсэ эдлэсэндэ,
туса амгаланай наранай ехэ гэрэлтэй
Ашатай ламын ульмыдэ зальбарнам.

В двенадцатом перерождении хамбо-лама представляется нам автором этого поклонения. В переводе это звучит примерно так, «Разъясняя нам хамбо-лама сочинил, испытав океан благих деяний. Умиротворенному с солнечным светом, к стопам заслуженного Учителя поклоняюсь».

Здесь можно провести уже в 3-м пятилетье параллель, если Будда Шакьямуни в Лоржидане достиг просветления и стал подобно Солнцу, то хамбо-лама Этигелов как во втором, в седьмом и в двенадцатом перерождениях стал его достойным учеником, который обладает для умиротворения нас добрым солнечным светом. Сейчас, находясь здесь, он дарит многим нам спокойствие.

Тэрэ мэтэ зальбарсан буянай хушоор
бухы амитан тугэсэ бодотойгоор дагажа,
судар тарниин ухаан арга мэдэснээр
шухал абахын эсэстэ хурэхые мэдэхэ болтогой!
Ламын, Идамай, тэнгэриин адистай
Сахюусанай тангаригай далайн хушоор,
энэ сэмуун сагтай амитанай ударидагшада этигэжэ,
ульмы бата болоод, уйлэ дэлгэрхэ болтогой!

Эти два оставшихся 4-стишия с благопожеланиями переведу позже, чтобы не ставить точку в автобиографии хамбо-ламы. Интересно если мы знаем, где и от кого хамбо-лама Заяев узнал свои 10-ть перерождений, то где и от кого хамбо-лама Этигелов узнал свои подвиги, то это нужно уточнить. Скорее всего, хамбо-лама Этигелов повторил ритуал подношения мандалы Чойжону Махакалы на рабжун Арьябале или, может быть, на территории Анинского дацана.

admin