ЧТО ТАКОЕ УЧЕНИЕ БУДДЫ

ЧТО ТАКОЕ УЧЕНИЕ БУДДЫ

Что такое буддизм? Сущность этого драгоценного учения заключается в не причинении вреда другим существам, основа лежит в сострадании, базируется она на нравственности, сердце его кроется в единстве метода  и мудрости, а воззрение опирается на закон взаимозависимого происхождения.

Драгоценное учение Будды — это единственное, действенное средство способное помочь существам. Оно является основой для обретения вечного блаженства и полностью отсекает корень страданий. Владыка учения Бхагаван не был изначально безгрешным и исполненным достоинств Будды, он вращался в сансаре, подобно нам, обычным страдающим существам. Но однажды ему открылась сущность безграничных страданий, проистекающих от рождения, старения, болезни и смерти. В душе Бхагван отравился от мира страданий и, возжелав выйти из него, породил отречение. Затем Благословенный осознал, что другие существа так же, как и он, испытывают бесконечные страдания сансары. В его душе зародилось величайшее сострадание и желание позаботиться о них, чтобы привести их к состоянию блаженства.

Однако прежде чем помочь другим обрести безмятежное блаженство, вначале необходимо во всей полноте осознать метод устранения собственных страданий. Бхагван постиг, что нет способа привести к блаженству других, пока сам не обрел безмятежное благо. Он зародил в своем сердце высочайшую мысль Бодхичитту о том, что от спасения от страданий живущих существ и осуществления блага собственного и других нужно стать Буддой.

Как сказал Чже Цонкапа:

«Ради достижения этого
Иногда собственные жизнь и тело,
Иногда людей любимых и богатство
В бесконечных временах
Ты снова и снова отдавал».

На протяжении многих кальп Благословенный стяжал заслуги. Приложив безграничные усилия, он совершенствовался в Бодхичитте, истинном воззрении и деяниях сынов Победоносных. Он следовал общей колеснице Парамитаяне, избрав ее в качестве причины для достижения освобождения, а затем двигался по особому двухступенчатому пути  Мантраяны, избрав его в качестве метода для достижения плода освобождения. Бхагаван вырвался из океана грубых и тонких страданий сансары и исполнился всех достоинств Будды.

Согласно наставлениям Чже Цонкапы:

«Ты истину узрел и преподал ее прекрасно.
И, следуя затем словам твоим,
Мы все свои страданья далеко отбросим
И корень всех грехов навечно устраним!»

Будда осознал, что способ отсечения корня страданий, а также достижения временных и высших целей лежит в Бодхичитте, зарождаемой ради избавления от мучений сансары всех живущих существ. Она же появляется на основе великого сострадания, которое возникает из нетерпимости к страданиям, испытываемым существами. Для того чтобы показать существам безошибочный путь Ландор (что нужно принять, а что отвергнуть на духовном пути), Будда совершил Три поворота Дхармачакры, преподав 84 тысячи наставлений. Это было объединено в Трипитаку (Три корзины).

Если сказать вкратце, то Благословенный проповедал учение, полезное для высших и средних умов. Он передал много ценных для этой жизни наставлений и объяснил необходимость веры в прибежище Трех Драгоценностей, причинно-следственный закон и практику соблюдения десяти благих деяний ученикам, желающим обрести в следующей жизни рождение божеством или человеком. Он поведал три духовные практики ученикам, осознавшим, что пребывание в трех мирах сансары пронизано страданием. И наконец, Будда подарил практики Бодхичитты, Парамит и двух стадий Мантры ученикам, устремленным к наивысшему блаженству — достижению целей собственных и других существ.

В исторической литературе «Чойжун» и биографиях святых личностей «Намтар» ясно описывается, что многие индийские, тибетские и монгольские ученики сострадательного Будды выбрались из сансарического океана страданий, достигли вечного наивысшего блаженства, т.к. следовали 84-м тысячам наставлений «Трех поворотов Дхармачакры», преподанных исполненного состраданием Учителем. И в настоящее время много учителей, достигших уровней Бодхисаттв и йогинов, придерживающихся тантрического поведения, некоторые святые учителя, следуя своим духовным упражнениям, разъясняют Драхму ученикам. Все эти личности способствуют развитию буддийского учения, чем беспредельно добры по отношению к нам. Поэтому Учение Будды драгоценно и является единственным действенным лекарством, способным помочь существам полностью отсечь корень страданий и обрести вечное благо.

Сострадательный Бхагаван подарил нам прекрасное лекарство 84 тысяч учений — метод излечения от страданий, вызываемых рождением, страстью болезнями и смертью, но если мы не применим его, то не избавимся от этих мучений и будем вынуждены, испытывать их с безначальных времен по сей день. Мы сами закладываем причину, чтобы бесконечно пожинать плоды страданий. Если, например, хронически больному человеку дать сильное лекарство, но он не станет его принимать, то болезнь не отступит, и ему придется испытывать бесконечные мучения. И это не будет ошибкой врача или изъяном лекарства, причина — в самом больном.

Кроме того, когда мы не имеем представления о процессе возникновения бесконечных страданий сансары, мы не усердствуем в Драхме. Поэтому для того чтобы породить ясное понимание «Колеса сансары», возникла идея рассказать о нем.

Сансарын Хурдэ — Колесо сансары

Индийский царь Зугчен Ньинпо, согласно завету Будды, первым изготовил изображение Колеса сансары и преподнес его как ответный подарок правителю Удияни из местности Дадок. В центральном круге картины нарисованы курица, свинья и змея. Курица символизирует мощную силу привязанности, змея сильный гнев, свинья — глубокое неведение. Каждое из этих трех животных показывает главные причины странствования существ в круговерти Сансары: привязанность, гнев и неведение.

Курица и змея выходят из свиного рыла. Помимо того, что все сансарные грехи происходят на основе трех коренных клеш — ядов, это означает то, что центральной причиной появления гнева и привязанности является неведение.

Белая и черная дорожки, окружающие центральный круг, показывают белые добродетельные и черные греховные деяния существ, попадающих в благие и дурные уделы. Человек, который в силу своих греховных поступков получает рождение в дурных участях, в бардо попадает вниз головой. Человек, получающий жизнь в благих мирах, в бардо движется прямо или вверх. Хозяин смерти Яма связал и тянет на веревке людей. Это символизирует существо бардо, которое в силу дурной кармы неотвратимо попадает в низшие миры. Гневный вид Эрлик хана (Ямы) говорит о неописуемом страхе падающего существа. Такого страха нет у тех, кто движется в благие сферы. В самом большом круге изображены миры богов, людей, асуров, мучеников адов, голодных духов и животных. Именно эти шесть видов существ вращаются в сансаре.

Во внешнем круге по часовой стрелке первым нарисован Слепой человек с тростью. Он символизирует «неведение» в цепи взаимозависимого происхождения. Как слепой не находит хорошей дороги, так и невежда слеп в законе «причины-следствия». Его заблудший ум поврежден ошибками, он не различает благие и дурные деяния.

Вторым звеном является Гончар, который символизирует «движущие силы». Как размер и качество изделия зависят от гончара, так и жизнь человека зависит от совершаемых им поступков.

Третье звено — обезьяна на верхушке дерева, символизирует сознание. Как обезьяна живет, постоянно прыгая по деревьям, так и сознание рождается и умирает, странствуя от тела к телу.

Четвертое звено — лодка. Она символизирует имя и тело. Как лодочник перевозит на лодке от берега к берегу пассажиров и необходимые вещи, так имя и тело являются вместилищем сознания, идущего из прошлой жизни, а также служат сосудом вкушения всех созревших благих и дурных плодов.

Пятое звено — пустой дом — символизирует органы чувств. Как пустой дом является жилищем без хозяина, так органы чувств хотя и являются пятью совершенными способностями, но служат лишь основой для пяти видов сознания.

Шестое звено — супруги, в объятиях друг друга — символизируют контакт. Как в первый момент объятий и поцелуя супруги только начинают касаться друг друга, так и во время контакта, до того, как испытать полноту ощущения удовольствия или страдания от холодного или горячего, мягкого или грубого, сначала возникает соприкосновение с ними.

Седьмое звено — стрела, попавшая в глаз — символизирует ощущение. Как стрела попадает в глаз и порождает ощущение страдания, так и силой контакта с холодным и горячим, мягким и грубым порождается удовольствие или неприязнь.

Восьмое звено — человек, пьющий вино — символизирует желание. Когда человек пьет вино, он наслаждается его вкусом и порождает сильную привязанность к нему. Как ум попадает в зависимость от вина, так и желание заставляет ум страдать от вожделенной ложной мысли «Получу ли желанное, не расстанусь ли с ним?»

Девятое звено — обезьяна, собирающая фрукты — символизирует склонность. Как обезьяна выбирает те фрукты, которые ей нравятся, так ум на основе сильного желания склоняется лишь к приятным для себя объектам.

Десятое звено — роженица — символизирует становление. Как роженица вот-вот дождется на свет младенца, так и движущие силы посредством кармического следа, заложенного желанием и склонностью, создают мощную силу для скорого обретения совокупностей новой личности (скандхи).

Одиннадцатое звено — родившийся ребенок — символизирует рождение. Как младенец появляется на свет, так и сознание переходит в бардо, покидая старые скандхи, и обретая затем новое рождение.

Двенадцатое звено — человек, несущий труп — символизирует старость и смерть. При взгляде на человеческий труп возникает памятование о смерти. Наши годы пройдут, силы угаснут, и организм состарится. Четыре первоэлемента соберутся, и сознание разорвет связь со скандхами. Наступит смерть.

Хозяин смерти Яма держит колесо сансары зубами, руками и ногами. Это показывает, что сила кармы и клеш-омрачений заставляет бесконечно перерождаться в круговерти сансары и не дает одолеть хозяина смерти. Если не отбросить главную причину сансары, то придется постоянно вращаться в ней и испытывать страдания от рождения, старости, болезней и смерти, как в высших мирах, так и в нижайших адах нескончаемого страдания.

Лунный диск над колесом сансары есть символ того, что можно уйти от бесконечных страданий и достичь нирваны, а также победить все грубые и тонкие омрачения четырех Мар и достигнуть состояния Будды.

Будда Бхагаван, указывающий рукой на лунный диск, дает понять, что если не достиг нирваны и не хватает времени для личного освобождения из океана страданий, необходимо усердно помогать в достижении нирваны другим существам.

Если рассмотреть круговерть сансары с точки зрения четырех благородных истин, то существа шести родов вместе со сферами их пребывания символизируют истину страдания. Курица, змея и свинья в центральном круге символизируют клеши — омрачения как истину об источнике страдания, а белая и черная дорожки — карму, как истину об источнике страдания. Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого происхождения, показывающая принцип вращения в сансаре и изображение Будды Шакьямуни. символизируют истину пути. Полная луна есть символ истины прекращения страдания, а Бхагван с вытянутой рукой показывает метод достижения нирваны, которого нужно придерживаться, следуя истине пути.

Таким образом, если мы не будем знать механизм погружения в сансару и способ выхода из нее, то будем испытывать бесконечные страдания. Разумным людям для обретения счастья необходимо изучить учение о цепи взаимозависимого происхождения, способ выхода из сансары, учение о «Четырех благородных истинах» и усердно следовать истинному пути.

В заключение всем желаем мирного сосуществования, прекращения болезней и голода, а также достижения счастья, радости и, конечно же, удачи! Пусть святые держатели учения Будды во главе с величайшим защитником существ мира на Земле Его Святейшеством Далай-ламой живут долго и преумножают свои благодеяния! Пусть учение Будды распространяется по всему миру путем его объяснения, слушания и применения! И пусть все живые существа шести родов избавятся от своих страданий и достигнут наивысшего просветления!

admin