ЧТО ПРИЗЫВАЕТ ХИЙ МОРИН

ЧТО ПРИЗЫВАЕТ ХИЙ МОРИН

ЧТО ПРИЗЫВАЕТ ХИЙ МОРИН

Сагаалха – праздник Белого Месяца. Считается, что как его встретишь, так и проведешь. Поэтому спешат буддисты в родовые дацаны и святые места, чтобы провести все необходимые обряды, которые помогут благополучно преодолеть еще один отрезок жизни.

Энергия правит миром

Одним из самых действенных способов привлечения удачи является ритуал «Хий морин» («Конь удачи»), во время которого пять флажков различных цветов, символизирующих различные энергии человека, вывешиваются на ветру. Их колыхание усиливает эти внутренние энергии. Вывешивают флажки в святых местах, на Обоо, деревьях, возвышенностях. Тысячи людей во второй день после Сагаалха устремляются в эти места и несмотря на мороз усердно привязывают «воздушных коней» на ветви деревьев.

Какую же смысловую нагрузку несет флажок хий морин?
Сразу отметим, что буддийская астрология базируется на теории элементов – пространство, воздух, вода, огонь и земля. На этих элементах, которые и составляют бытие, базируются астрологические методы, которые призваны определять характер влияния на людей различных существ из других измерений. Дело в том, что все существа так или иначе связаны с элементами, а также со сторонами света, сезонами, различными периодами времени, в течение которых характер взаимодействия элементов благоприятствует проявлению этих существ. В трактатах говорится, что любой тип условий в нашем мире может быть выражен на языке взаимодействия элементов, а значит, место и время возникновения этих условий могут быть вычислены методами астрологии. Вот почему знание взаимоотношений того или иного класса существ с элементами и сторонами света – один из важнейших ключей к возможности предсказывать их влияние на нашу жизнь. В тибетской медицине и астрологии имеется множество схем, описывающих такого рода взаимоотношения.

Цари сторон света

В медицинском трактате «Биндурья Нонбо» и астрологическом трактате «Биндурья Гарбо» знаменитого Сэнгэ Жамсо, в значительной степени основанных на Калачакра тантре, говорится о различных классах существ, распределенных в мандале Будды – Верховного Целителя по сторонам света.

Так, царем-хранителем Севера является Вайшравана, у бурят известен как Сахюусан Баян Намсарай – защитник учения Будды. Он не Просветленный, не достиг ранга Будды, но активно ищет выход из сансары – круговорота перерождений. Бог богатства, повелитель существ класса якшей, или ноджин. Якши («приносящий вред») – полубожественные существа и духи, являющиеся хранителями природных богатств земли, особенно гор. Они благожелательно относятся к людям, но якшины (существа женского пола) в некоторых текстах описываются как людоеды и пьющие кровь. Якши также связаны с медициной. Двенадцать основных якша дали обет Отошо – Будде медицины – защищать тех, кто читает его сутру или произносит его мантру. Якши провоцируют стремление к быстрому обогащению, восхищение и зависть к богатым людям, привязанность к собственным накоплениям, в том числе интеллектуальным. Все это не приветствуется в буддизме – здесь нужно уметь, даже будучи богатым человеком, не привязываться ни к чему.

Царем-охранителем Востока является Дхритараштра, повелитель гандхарвов, или дриса – полубожественных существ и духов. «Гандхарва» означает «питающиеся звуками», они обитают в небе, лесах, воде. Их иногда называют «небесными музыкантами». Одержимый гандхарвом любит благоухающие одеяния, пристрастен к утонченным наслаждениям, пению и танцам.

Царем-охранителем Запада является Вирупакша, повелитель нагов (бур. – лусууд) – полубожественных существ и духов, обитающих в подземном мире и воде. Их миры часто имеют выход в мир людей в источниках, озерах, реках, и в этом смысле некоторые наги считаются местными божествами. Подземное королевство нагов находится в основании горы Меру. Их общественное устройство схоже с человеческим – у них есть царь, министры, касты и прочее. Тела их наполовину человеческие, наполовину змеиные, как у русалок. Наги почитаются как мудрецы и маги, хранители священных тайных текстов – терма великого буддийского гуру Падмасамбхавы. Как местные божества наги могут быть чрезвычайно мстительными, если потревожена среда их обитания. Загрязнение воды, строительство дамб и плотин, ирригационные работы, изменение течения рек – все это может спровоцировать нагов и вызвать кожные, нервные заболевания у тех людей, которые потревожили их, и даже у тех, кто случайно оказался в том месте, где это случилось. Вот почему очень важно выполнять такие работы в астрологически благоприятные дни. Негативные провокации со стороны лусууд вызывают у людей чувство потери ориентации, засасывание в омраченные состояния сознания вроде наркотического опьянения и привязанность к таким состояниям.

Царем-охранителем Юга является Вирудака, повелитель кумбандов. Об этом классе существ известно мало.

Главное – выйти из неведения

Итак, каждый класс божеств имеет своего повелителя, иерархию, двор, министров, чиновников, воинов и подчиненных. Поэтому для достижения желаемого результата человеку следует обращаться к повелителю нужного класса, который, произнеся магическую формулу, лишает своих подданных возможности наносить людям вред. Однако все же считается, что в свите охранителей не все подданные (из-за своих омрачений) могут быть подчинены буддийскому учению и иметь перед ним обязательства. Поэтому прямое и неверное взаимодействие с ними может навлечь беду. Навредить духи могут и в силу кармы: ошибки прошлого, не очищенные раскаянием, могут проявиться в болезнях в этой жизни. Притом, говорится в трактатах, такое воздействие становится возможным, когда складываются вторичные причины и жизненная сила человека ослаблена, а элементы разбалансированы. Если же жизненная сила человека в полном порядке, а элементы в гармонии, ничто не может нанести ему вред. Однако говорится, что, будучи не в состоянии навредить самому человеку, эти злобные потревоженные духи нападают на слабых членов его семьи – этим эмчи-ламы объясняют некоторые семейные болезни и определенные состояния, которые не поддаются лечению. В этом случае необходимо выполнять особые практики, с помощью которых можно устранить вред, причиненный духам в прошлом, и, соответственно, причину заболевания.

Согласно буддийскому учению, как боги, так и демоны находятся в состоянии неведения и являются мирскими, а не просветленными существами. Поэтому они могут как помогать, таки препятствовать человеку на пути к Просветлению. В то же время они, обладая по своей природе могуществом, способны оказывать весьма существенное влияние на происходящие в мире процессы. По этой причине просветленные существа в целях облегчения существования Учения в нашем мире подчиняют мирских богов и демонов, беря с них клятву о способствовании распространению буддизма в подвластных им сферах.
Подготовил Буда Дугарцыренов

admin