ТРОЙСТВЕННОЕ ПРИБЕЖИЩЕ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ БУДДИЗМА

ТРОЙСТВЕННОЕ ПРИБЕЖИЩЕ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ БУДДИЗМА

ТРОЙСТВЕННОЕ ПРИБЕЖИЩЕ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ БУДДИЗМА

Буддизм считается одной из самых древних религий, которая ставит целью достижение счастья всеми без исключений живыми существами. На сегодняшний день существует множество наставлений буддизма, но не все они в этом едины. Если оставить вопрос о различии этих направлений и задаться вопросом: Что собой представляет буддизм? Вероучение это или философия? То и здесь можно столкнуться с определенными трудностями.

Пожалуй, нет однозначного ответа на этот вопрос и по сей день. Один из видных современных буддологов В.И. Рудой выделяет три уровня функционирования буддизма, которые соотносятся тремя разделами буддийского канона. Первый уровень — это религиозно-доктриальный, рассчитанный на восприятие широкого круга буддистов. Второй уровень — это уровень йогической психотехники и нравственной дисциплины. И третий уровень — философский. Буддизм всегда преследовал практическую цель достижения, освобождая от страданий, для реализации чего могли применяться самые разнообразные способы: методы йогической психотехники, философские методы и т.д. Поэтому считать буддизм сводом устоявшихся доктрин или же только философствованием глубоко ошибочно.

В буддизме существует множество понятий, которые имеют разные уровни философской трактовки в зависимости от духовной практики. Сам Будда призывал своих последователей тщательно исследовать каждое сказанное им слово, словно ювелир обрабатывает золото, прежде чем, им делать украшение. Очень важное место занимает в буддийской практике тройственное прибежище. Его святейшество Далай-лама говорит, что прибежище есть та опора, на основе которой сознание становится действительной практикой.

Тройственное прибежище — это приход под защиту Будды, Его учения и Его духовного сообщества (сангхи), это признание Будды как Учителя подлинного прибежища, Его Учения как истинного прибежища, а сообщество как помощников на духовном пути. Будда это тот, кто достиг состояния всезнания вследствие отсечения всех омрачений сознания, тем самым показав путь освобождения от страданий. Метод, которым достигается освобождение, есть подлинное прибежище, это Его Драхма (учение). Третье прибежище — духовное сообщество это те же существа, которые достигли реализации Дхармы.

Приход к прибежищу подразумевает неустанное размышление о причинно-следственном законе. То, каким образом дурные поступки неизбежно приводят к страданию, то, каким образом благие поступки приводят только лишь к счастью. То, каким образом, развитие равностности, сострадания и мудрости подавляют три яда, отравляющих сознан,,, — привязанность, гнев и неведение. Таким образом, практикующий должен размышлять о причинно-следственной связи всего духовного пути. Такое размышление ведет к решению реализации духовного пути.

Тройственное прибежище, достигнутое и существующее в потоке сознания других существ, есть причинное прибежище. Когда вновь принявший прибежище в трех драгоценностях практикующий порождает и реализует ее в собственном потоке сознания,  достигается результативное тройственное прибежище, подлинно освобождающее от страданий.

В заключение приведем одно известное четверостишие:

«Не совершение никаких поступков,
а напротив, накопление всяческих заслуг,
а также полное обуздание собственного ума
есть то учение, что преподал пробужденный Будда».

admin