НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ

НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ

НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ

11 сентября 2002 года в Бурятии состоялось вскрытие саркофага с прахом Хамбо-Ламы Даша-Доржо Итигилова, тело которого в течение 75 лет захоронения не подвергалось никакому тлению. Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии — в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни в 1928 году. Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека. Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигилова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, «его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание».

Год назад российские ученые привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо. Получается, что последние 75 лет своей жизни лама провел в могиле, поскольку даже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом «бессмертия» давно почившего человека.

Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальзамировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с тело буддийского ламы.

Даша-Доржо Итигилов был главой буддистов в Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды.

Обстоятельства смерти и погребения Хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигилов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигилова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигилова эксгумировали, изъяв из саркофага с наблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

«Когда ученая группа прибыла в Бурятию, нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал — пять волосков и срез ногтя, — рассказала профессор Галина Ершова. — А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигилова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин — величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи».

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотомерия показала, что белковые фракции клеток Итигилова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.
На прямой вопрос корреспондента, жив Хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу: «Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигилов, понятно, не жив — он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в условиях стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигилов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, «легкое дыхание», которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра — 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды».

— То есть его хоронили живым?
— Безусловно.
— Получается, все это время в могиле он тоже был живой?
— Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние Хамбо-ламы Итигилова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигилова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов «феномена Итигилова» в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка — живыми людьми, находящимися в трансе. В настоящее время тело Даша-Доржо Итигилова находится в Иволгинском дацане — центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ.

admin